cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1





































Страница 2



ФГОС - федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования, представляющий собой совокупность
обязательных требований к дошкольному
образованию (ДО). ФГОС разработан на основе
Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о
правах ребёнка.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

 повышение социального статуса дошкольного образования и сохранение
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
 обеспечение государством равенства возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от
места жительства, пола, нации, социального статуса для успешного обучения
в школе.
 обеспечение государственных гарантий уро вня и качества дошкольного
образования на основе единства обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения дете й
дошкольного возраста определяю тся не суммой конкретных знаний, у мений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что
наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования
заключается в том, что в детском са ду отсутствует жесткая
предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в
учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования
отличается от стандарта начального образования еще
и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие
тре бования к результатам освоения программы.
В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов
программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты
освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного о бразования». В нем описаны интегра тивные качества
(качества, а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок
может приобрести в результате освоения программы: например,

Страница 3


физически развитый, любознательный, активный, эмоционально -отзывчивый,
общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть
базисным уров нем дошкольного образования и призвана обеспечить
дошкольнику тот уровень развития, котор ый позволит ему быть успешным в
дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым
дошкольным учреждением.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальны й подход к ребенку
и игру, где сохр аняется сама природа ребёнка дошкольного возраста . Факт
повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и
отведение ей главенс твующего места, безусловно, положителен . Ведущими
видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно -исследовательская, продуктивная и др .
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», т. к. такая форма
образовател ьной деятельности не соответствует возрастным особенностям
детей дошкольного возраста . Однако это не означает переход к позиции
«свободного во спитания» дошкольников, и педагоги перестанут заниматься с
детьми в российских детских садах. В современной теории и практике
воспитания и обучения понятие «занятие» рассматривается как занимательное
дело .









Привычные предметные области, такие как: развития речи, развитие
элементарных математ ических представлений, рисование, лепка и др. заложены
в образователь ные области, которые в равной степени представлены в
образовательной програм ме дошкольного образования:

 социально -личностное развитие;
 познавате льное развитие;
 речевое развитие;
 художественно -эстетич еское развитие;
 физическое раз витие.

Страница 4






ФГОС определяет принципы
содержания дошкольного образования:

1. Принцип развивающего образования , целью которого является развитие
ребенка;
2. Принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям
полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному "минимуму") ;
3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спец ификой и
возможно стями образовательных областей. Все образовательные области
связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том,
что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе
исследований и обсуждений. Так взаи мопроникновение и взаимосвязь
образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной
картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например,
инструктор по физи ческой культуре участвует в проведении прогулок,
организуя подвижные игры, эстафеты по теме . Музыкальный руководитель
осуществляет подбор музыкального сопровождения для п роведения разминок,
гимнастик и др.
4. Комплексно -тематический принцип построения обр азовательного
процесса , в соответствии с которым ФГОС предлагает для мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых
приемов, а усвоение образовательного материала в процессе
подготовки и проведения каких -либо значимых и интересных для
до школьников событий. Обучение через систему занятий будет
перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.
Такими событиями являются Российские праздники (Новый год,
День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День
Земли и др.). Празд ники – это радость, дань ув ажения, память,
события, к которым можно готовиться, которых можно ждать .
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое,
активное, заинтересованное участие ребенка в том или

Страница 5


ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только
активный человек может стать успешным.
5 Решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей , т. е. не руководство взрослого, а совместная
(партнерская) д еятельность взрослого и ребенка . Родители должны быть
активными участниками образовате льного процесса , а не просто сторонними
наблюдателями. Стандарт ориентируе т на взаимодействие родителей и
педагогов : родители должны участвовать в реализации программы, в создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
7. Преемственность с примерными основными програ ммами начального
образования.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы
образования:

 Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с
запросами общества и государства
 Жизнь в детском саду должна быть осмысленной и интересной.
 Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать
особенности развития, интересы своей группы, специфику национально -
культурных и природных географических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс и многое другое.
 Попытка повлиять н а сокращение и упрощение содержания образования
для детей дошкольного возраста за счет установления целевых
ориентиров для каждой образовательной области.
 Стремление к формированию инициативного, активного и
самостоятельного ребенка.
 Отказ от копирования ш кольных технологий и форм организации
обучения.
 Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с
родителями.





Спасибо за внимание!

Страница 6