cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 174 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

Принято: Утве рждаю:
на з аседании Совета педагогов Заведующий
протокол № 1 Детским садом № 174 ОАО «РЖД»
от «_ 25 _» августа 2021 г. __________ /Михалькова Е.В./
Приказ №203
от «_ 25 _» августа 2021 г.





Разработчик :
Бражникова М.А. ,
инструктор по физической культуре










Новокузнецкий городской округ, 2021



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« МОЙ ДРУГ - МЯЧ »

Возраст воспитанников : 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Страница 2

2


СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ №1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛ АНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1. По яснительная записка (характеристика програ ммы) ……………… ……………………3
1.2. Цель и задачи программы.………………… ……………………………………………….6
1.3. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного (тем а-
тич еского) плана ………………………………… ………………………………………………7
1.4. Пл анируемые результаты ………… ……………………………………………………….20
РАЗДЕЛ №2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛ О-
ВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФО РМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1. Календарный учебный график …………………………………………… ………………21
2.2. Условия реализации программы ………………………… ……………………………… .21
2.3. Формы контр оля/аттестации ………………………………………… …………………...22
2.4. Оценочные материалы ………………………………………… ………………………….24
2.5. Методические матери алы …………………………… ……………………………………26
Список используемых источн иков …………………………………………………… … … … 28
Приложение









Страница 3

3

РАЗДЕЛ № 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1. Пояснительная зап иска (характеристика программы)
Нормативно -правовое обеспечение разработки и утверждения Программы
1. Федеральный За кон от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Феде ральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
дете й» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 се нтября 2019
года).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Фед е-
рации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 -20 «Сан и-
тарно -эпидеми ологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоров ления детей и молодежи», от 28 января 2021 г. № 2. «Гиги енические нормативы и
требования СП 1.2. 3685 -21. к обеспечению безопасности и (или) безвредности для чел о-
века факторов ср еды обита ния».
5. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стр а-
тегич ескому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятел ь-
ности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещ ения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внес е-
нии изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министе р-
ства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».
8. Приказ Министерства образования и науки Российс кой Федерации от
23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществля ю-
щими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образов а-
тельных те хно логий при реализации образовательных программ».
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразв и-
вающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки а дминистрации
города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Направленно сть дополнительной общеобразовательной общеразвивающей пр о-
граммы « Мой друг - мяч » (далее – программа ) – физкультурно -спортивная .
Уровень освоения содержания программы - программа стартового уровня осво е-
ния содержания .
Акту альность П рограммы обусловлена тем , что современные дети испытывают
двигательный дефицит и дефицит общения, который приводит к выраженным функци о-
нальным нарушениям в организме с тенденцией к ух удшению состояния здоровья . Среди
многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работо способность раст у-
щего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потре б-
ность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование ра с-
тущего организма. При еѐ недостатке возникает целый ряд негативных для реб енка п о-
следствий: происх одит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена
веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним
условиям, нарушени е осанки, координации движений , плоскостопие.

Страница 4

4

В настоящее время к чис лу наиболее актуальных вопросов современного образов а-
ния можно отнести вопросы приобщения детей к физической культуре и спорту с дошк о-
льного возраста. Занятия физкультурой и спортом закаляю т физически, развиваю т ло в-
кость, быстроту реакции , повышаю т физичес кую активность, дисциплинируют, орган и-
зуют, способствую т развитию саморегуляции, умению взаимодействовать со сверстник а-
ми и взрослыми.
Для развития ребѐнка дошкольного возраста необходимо использование различных
игрушек, предметов, материалов и оборудован ия, наглядности. Образовательная де я-
тельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» не является искл ю-
чением. Дети с удовольствием используют спортивное оборудование и инвента рь, атр и-
буты для подвижных игр. Мяч с самого раннего детства явл яется для ребѐнка униве р-
сальным средс твом: игрушкой и спортивным инвентарѐм. Им можно играть в подвижные
игры, с ним мо жно выполнять общеразвиваюшие упражнения, катать, бросать, метать и
многое другое. Мяч доступен, с ним можно играть в помещении, на прогу лке, по поп у-
лярности занимает он одно из первых мест в детских играх. Поэтому игры и упражнения
с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно -оздоровительной работе с дет ь-
ми в дошкольном образов ательном учреждении и стали основой для составления да нной
Программы.
Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера,
координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений рук и глаз, совершенс т-
вует пространственную ориентировку, формируют умения, согласовывать усилие с ра с-
стоянием, развивают выразительность движений. Действия с мячами различного веса и
объѐма мот ивируют детей на активную двигательную деятельность, укрепляют не только
крупные, но и мелкие мышцы. Увеличивается подвижность суставов пальцев и кистей,
голени и стопы, усиливается кровообращение, развивается дыхательная система.
Совместное выполнение упражнений с мячом (в парах, втроѐм, в кругу) - прекра с-
ная школа приобщения ребѐнка к командным видам спорта и подвижным играм с элеме н-
тами спортивных игр.
При систе матическом обучении дети без проблем совершают сложные скоордин и-
рованные движения, начинают логически осмысливать свои действия, свободно удерж и-
вают, передают, бросают, ведут мяч. Правильно подобранные упражнения с мячом сп о-
собствуют выработке таких качест в, как внимательность, инициативность, целеустре м-
ленность, самор егуляция собственных действий.
Особый интерес для детей представляет использование игрового метода и упра ж-
нений из арсенала спортивных игр. Физкультурные занятия, подвижные игры и игровые
упражнения, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в
знач ительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности,
физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям дв и-
гательной деятельн остью у дошкольников.
Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности и ознакомления их
с элементами спортивных игр была разработана дополнительная общеобразовательная
программа «Школа мяча» с учѐтом основополагающих принципов построения па рциал ь-
ных программ «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и «Школа мяча»
Н.И. Николаевой.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного
возраста «Мой друг - мяч» (далее Программа) определяет содержание, принципы, формы
организации образовательной деятельности по реализации Программы, обеспечивает ра з-
витие личности детей дошкольного возраста в различных видах двигательной деятельн о-
сти с учетом возрастных, индивидуальных физиологических и психологических особе н-
носте й детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, освоение воспитанниками содержания программы способствует
развитию у них личностных и физических качеств и решает актуальные задачи совреме н-
ного образов ания и общества.

Страница 5

5

Адресат программы : данная п рограм ма «Мой друг - мяч» предназначена для детей в во з-
расте 6 -7лет.

Характеристика психофизического развития ребѐнка 6 -7 лет
 Умеет самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, пом о-
гать друг другу.
 Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое п о-
ведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.
 Умеет планировать деятельность, отбирать необходимые материалы.
 Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам .
 Знает о значении двигательной активности в жи зни человека.
 Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе по д-
вижных игр с правилами.
 Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног.
 Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скак алку.
 Умеет быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне,
шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
 Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную
цель, в движущ уюся цель, отбивает и ловит мяч.
 Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, с о-
ревнованиях, играх -эстафетах.
Прием в детское объединение осуществляется без отбора (за исключением случаев
медицинского освобождения от занятий физ ической культурой) и предъявления требов а-
ний к наличию у них специальных умений на добровольной основе - по желанию детей и
зая влению родителей.
Наполняемость в группах – 7-10 человек. При наличии свободных ме ст возможно
зачисление в течение учебного года . По программе занимаются мальчики и девочки в
возрасте 6 -7 лет. В объединение, в основном, приходят дети с выраженным инт ересом к
занятиям по физической культуре и подвижным играм с элементами спортивных игр или
же это з апрос родителей. Возрастные особенн ости детей обуславливают мотивацию на
неформал ьное общение, двигательную и игровую деятельность.
Год разработки: 2017 год.
Год корректировки: 2021 год.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения, 36 учебных недель. Общий объе м
Программы – 36 часов .
Формы обучения и формы организации обучения : очное обучение, основной формой о р-
ганизации обучения в объединении является очное занятие .
Режим занятий
В неделю проводится 1 занятие во вторую половину дня продолжитель ностью не
более 30 минут.
Место проведения – физкультурный зал, спортивная площадка на территории ДОУ.




Страница 6

6

1.2. Цель и задачи программы
Цель : развитие двигательных навыков, психофизических качеств и укрепление
здоровья детей старшего дошкольного возраста через организац ию подвижных игр и у п-
ражн ений с мячом.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе эм о-
циональное благополучие;
- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма
(нервной, сердечно -сосудистой, ды хательной, опорно -двигательного аппарата);
- познакомить детей с историей появления мяча и видами мячей, правилами и эл е-
ментами спортивных игр с мячом: баскетбол, волейбол, футбол;
- познакомить и помочь принят ь правила поведения на занятиях;
- формировать пр остейшие технико -тактические действия с мячом: передача мяча
разными способами, подача и бросок через сетку, метание мяча в вертикальную и гор и-
зонтал ьную цель, подача мяча, ведение мяча ногами, удар по воротам;
- способствовать умению применять практические умения и полученные н авыки в
по движных играх с мячом;
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, реакцию, ловкость,
ор иентировку в пространстве, глазомер;
- развивать устойчивый интерес к подвижным играм и игровым упражнениям с м я-
чом, способност ь действовать в команде на основе дружелюбного и продуктивного общ е-
ния , соблюдать правила игр и правила безопасности, соотносить свои действия с дейс т-
виями тов арищей;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового о б-
раза жизни;
- воспитывать морально -волевые качества и системы ценностей с приоритетом жи з-
ни и здоровья, желание сознательно добиваться поставленной цели, не обижая партнѐров
по игре.









Страница 7

7


1.3. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана
Таблица №1 . Учебно -тематический план

п\п

Тематические разд е-
лы

Тема занятий
Общее количес т-
во
часов

Практика Теория Практика Срок проведения
1 Вводный № 1.
«История появления
мяча. Какие бывают м я-
чи?
Правила безопасности в
играх с мячом».
1 1 1 - 1 неделя сентябрь
2 Ознакомление
с элементами спо р-
тивной игры баске т-
бол. Элементы игры
баскетбол.
№ 2,3.
Бросание мяча вверх и
вниз перед собой.
15 2 - 2 2-3 неделя се нтябрь
№ 4,12.
Ведение мяча.
2 - 2 4 неделя сентябрь
4 неделя ноябрь
№ 5,6,7,8.
Перебрас ывание мяча
партнеру.
4 - 4 1-4 неделя октябрь
№ 9,10,11,13.
Отбивание мяча.
4 - 4 1-3 неделя ноябрь
1 неделя декабрь
№ 14,15,16.
Метание мяча.
3 - 3 2-4 неделя декабрь
3 Ознакомление
с элементами спо р-
тивной игры футбол.
Элементы игры фу т-
бол.
№ 17,18, 21.
Передача мяча друг
другу.
10 3 - 3 1-2 неделя январь
1 неделя февраль
№ 19,20.
Удары по мячу.
2 - 2 3-4 неделя январь
№ 22,23.
Остановка (прием) мяча
2 - 2 2-3 неделя февраль

Страница 8

8

ногой.
№ 24,25,26.
Ведение мяча.
3 - 3 4 неделя февраль
1-2 неделя март
4 Ознакомление
с элементами спо р-
тивной игры воле й-
бол. Элементы игры
волейбол.
№ 27,28.
Передача и ловля мяча.
9 2 - 2 3-4 неделя март
№29,30.
Подача и блокировка
мяча (прием).
2 - 2 1-2 неделя апрель
№ 31,32.
Перемещение с мячом.
2 - 2 3-4 неделя апрель
№ 33,34,35.
Метание.
3 - 3 1-3 неделя май
5 Заключительный № 36.
Физкульту рно -игровое
развлечение
«Наши любимые игры с
мячом».
1 1 - 1 4 неделя ма й

Страница 9

9

Таблица №2 . Содерж ание образовательной деятельности
№/п /п Задачи Атрибуты Содержание деятельности
Раздел 1. Вводный .
№ 1.1 Познакомить детей с
историей возникн о-
вения и видоизмен е-
ниями мяча; осно в-
ными правилами
техники безопасн о-
сти в играх с мячом;
способствовать ра з-
витию и нтер еса к
физической кул ьтуре
и спорту.
Диапрое к-
тор, экран,
видео -
презентация,
резиновый
мяч.
1. Просмотр презентации «История мяча».
2. Знакомство с правилами техники без о-
пасн ости в играх с мячом.
3. Подвижная игра «Ловишка с мячом».
4. Игра малой подви жности «Мяч капит а-
ну».


Раздел 2 . Ознакомление с элементами спортивной игры баскетбол. Элементы игры баске т-
бол.
№2 .1 Формировать опр е-
деленные умения
обр ащаться с мячом,
ощущать его свойс т-
ва и производить в
соо тветствии с ними
свои движения, н а-
вык быстр ого реаг и-
рования на сигнал;
следить за мячом
при броске, л овить
мяч ладонями; во с-
питывать выдер жку
и внимание.
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток.
Первая часть
Обычная ходьба в колонне в чередовании
с ходьбой на носках, руки вверх; вы соко
поднимая колени, руки в стороны; на н а-
ружных сводах стоп, руки на поясе.
Бег в колонне с изменением темпа; вра с-
сыпную в чередовании с ходьбой в колонне.
Вторая часть
1. Бросание мяч вверх и ловля его 5 -6 раз
по дряд.
2. Бросание мяча вверх и ловля ег о после
отск ока от пола. Повторить 6 -8 раз.
3. П.И. «Играй, играй мяч не теряй».
Третья часть
Игра «Будь внимателен».
№.2.2 Формировать нав ы-
ки бросания и ловли
мяча.
Способствовать ра з-
витию глазомера,
координации движ е-
ния и ловкости.
Учить играть дру ж-
но .
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, обр у-
чи.
Первая часть
Обычная ходьба в колонне в чередовании с
выпадами, руки на поясе; перекатом с пятки
на носок; «змейкой», огибая предметы.
Бег в колонне с заданиями на сигнал: упор
пр исед, остановка, смена направления бега.
Вторая часть
1. Бросание мяча вверх и ловля его после
отск ока. Повторить 8 -10 раз.
2. Бросание мяча вверх и ловля его одной
или двумя руками.
П.И. «Обгони мяч».
Третья часть
Произвольная игра детей с мячом на пл о-
щадке.
№2.3 Учить дете й вед е- Мячи рез и- Первая часть

Страница 10

10

нию мяча на месте и
принимать и в дал ь-
не йшем сохранять
основную стойку
баскетбо листа. Уп-
ражнять в передаче -
ловле мяча. С посо б-
ствовать ра звитию
координации движ е-
ний, ориент ировки в
пространстве.
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, 2 о б-
руча.
Обычная ходьба в колонне в чередовании
с перекрестной ходьбой; выпадами приста в-
ляя ногу; перекатом с пятки на носок, руки
на по ясе.
Бег в колонне с выполнением заданий:
«змейкой», огибая предметы; с высоким
подниман ием коленей; вр ассыпную.
Вторая часть
1. Ведение мяча на месте правой, левой р у-
кой по 2 минуты.
2. Ведение мяча в движении.
П.И. «За мячом».
Третья часть
Игра «Меткий стрелок».
№2.4 Упражнять детей в
передаче, ловле м я-
ча, развивать орие н-
тировку на площа д-
ке.
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, 6 -8 о б-
ручей.
Первая часть
Ходьба в колонне с различным положением
рук (вверх, в стороны, за голову, вперед
др.); пер екрестная ходьба.
Бег в колонне с выполнением заданий: ш и-
роким шагом; боковым галопом; с захл е-
стывание м г оленей; с поворотом на сигнал.
Вторая часть
1. Ведение мяча вокруг себя правой, левой
рукой по две минуты.
2. Перебрасывание мяча партнеру удобным
для детей способом, одной и двумя руками.
Игра -соревнование «Мяч по кочкам».
Третья часть
П.И. «Шмель».
№2.5 Упражнять в дейс т-
виях с мячом : ловле -
передаче, ведении.
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, два
воздушных
шарика, св и-
сток,
2 конуса,
2 возду ш-
ных шарика.

Первая часть
Обычная ходьба в чередовании: с ходьбой
пер екатом с пятки на носок; с ходьбой на
носках, руки вверх.
Обычный бег в колонне с выполнением з а-
даний: «змейкой», огибая предметы; бок о-
вой г алоп; прыжки через шнуры.
Вторая часть
1. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол
и ловля его двумя руками.
2. Дети в парах передают мяч одной рукой
от плеча на расстоянии 2,5 -3 метра.
П.И. «Мяч о пол».
Третья часть
Игра «Не упусти шар».
№2.6 Учить детей бросать
мяч в корзину, пер е-
даче мяча двумя р у-
ками от гр уди с ме с-
та, а затем в движ е-
нии. Р азвив ать ме т-
кость, точно сть дв и-
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, корз и-
на.
Первая часть
Ходьба в колонне с разным положением
рук; перекрестная ходьба; перекатом с пя т-
ки на н осок.
Бег в колонне чередовать: бег с высоко по д-
нятыми коленями; бег врассыпную; бег с
подск оками.

Страница 11

11

жений. В оспитывать
чес тность.
Вторая часть
1 Ведение мяча на месте правой, левой р у-
кой, меняя высоту отскока мяча, направл е-
ния и ск орость ведения.
2. Передача мяча двумя руками от груди в
сте нку и ловля его.
П.И. «Пять бросков».
Третья часть
Игра «Ты катись, катись, наш мячик».
№2.7 Закреплять с детьми
понятие «стойка и г-
ро ка». У пражнять в
передаче мяча в па-
рах, используя пр и-
ставной шаг.
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, 5 мя г-
ких модул ь-
ных квадр а-
тов 40х40.
Первая часть
Ходьба в колонне, м яч перед грудью в с о-
гнутых руках; на носках, мяч вверх; на н а-
ружных св одах стоп, мяч за головой; высоко
поднимая к олени, мяч в прямых руках перед
собой.
Бег в колонне, мяч перед грудью в согнутых
руках; боковой галоп, мяч вперед; подскоки,
мяч вверх.
Втора я часть
1. Передача мяча в шеренге и по кругу.
2. Передача мяча двумя и одной рукой друг
другу в паре.
Игра -соревнование «Мяч капитану».
Третья часть
Игра «Попади и поймай».
№2.8 Продолжать форм и-
ровать навыки бр о-
сания и ловли мяча;
способствовать ра з-
витию глазомера,
координации движ е-
ния и ловкости.
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, обруч.
Первая часть
Ходьба в колонне, перекатом с пятки на н о-
сок; в полуприседе, руки за спиной.
Бег «змейкой», бег с изменением темпа по
команде (ускорение, за медление); бег с ноги
на ногу по ориентирам.
Вторая часть
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля
его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля
левой рукой, и наоборот.
П.И. «Точный удар».
Третья часть
Игра «Быстро отвеча й».
№2.9 Учить использовать
разные способы п о-
дачи и приѐма мяча;
отрабатывать нав ы-
ки ведения мяча.
Мячи рез и-
новые по
колич еству
детей, св и-
сток, 2 о б-
руча,
2 возду ш-
ных шарика.
Первая часть
Обычная ходьба в колонне; ходьба в пол у-
приседе; с выпадами с хлопком перед собой.
Бег спиной вперед; со сменой направля ю-
щего; с препятствиями.
Вторая часть
1. Ведение мяча на месте правой и левой
рукой.
2. Отбивание мяча на месте правой и левой
рукой.
П.И. «Поймай, как скажу».
Третья часть
Игра -соревн ование «Передача шаров».
№2.10 Упражнять в перед а- Мячи рез и- Первая часть

Страница 12

12

че мяча двумя рук а-
ми от груди с места,
а затем в движении.
Развивать ловкость,
умение согласов ы-
вать действия с т о-
варищ ами.

новые по
колич еству
детей, св и-
сток, воле й-
больная се т-
ка, обруч,
2 мяча -хопа.
Ходьба в колонне с заданиями: высоко по д-
нимая колени, руки в стороны; на носках,
руки вверх, скрестным шагом.
Бег обычный в колонне в чередовании с б е-
гом, высоко поднимая колени; поднимая
прямые н оги; с захлестом голеней; боковым
галопом .
Вторая часть
1. Ведение мяча вокруг себя.
2. Перебрасывание мяча через сетку натян у-
тую выше головы ребенка (произвольным
спос обом).
П.И. «10 передач».
Третья часть
Игра -соревнование «Прокати – поймай».
№2.11 Способствовать ра з-
витию глазомера,
ло вкости , развития
силы; продолжать
отрабатывать нав ы-
ки вед ения мяча.
Мячи рез и-
новые
по колич е-
ству д етей,
свисток,
3 футбол ь-
ных мяча.
Первая часть
Ходьба обычная в чередовании с ходьбой
перекатом с пятки на носок; «змейкой»,
огибая предм еты.
Бег обычный; противоходом; с захлестыв а-
нием голеней, руки согнуты в локтях.
Вторая часть
1. Чередование подбрасывания мяча с уд а-
рами об пол.
2. Ведение мяча на месте правой и левой
рукой с последующей передачей мяча двумя
руками произвольным способом.
П.И. «Мяч водящему».
Третья часть
Игра «Съедобное – несъедобное».
№2.12 Продолжать отраб а-
тывать навыки вед е-
ния мяча.
Мячи рез и-
но вые по
колич еству
детей, св и-
сток.

Первая часть
Ходьба обычная; с ритмичными хлопками
под левую ногу; перекрестная ходьба; пар а-
ми; в ыпадами; на четвереньках.
Бег в колонне в чередовании: с ходьбой
врассыпную; подскоками; «змейкой».
Вторая часть
1. Удар по мячу после передачи мяча пар т-
нером (взрослым).
2.Ведение мяча шагом, остановка и перед а-
ча мяча.
П.И. «Мяч соседу».
Третья часть
Игра «Передал – садись».
№2.13 Упражнять детей в
ловкости, умении
работать в команде .
Мячи рез и-
но вые по
колич еству
детей, св и-
сток.

Первая часть
Ходьба в колонне с мячом в руках: на но с-
ках, мяч вверх; на наружных сводах стоп,
мяч за голову; ходьба приставным шагом
боком.
Легкий бег в колонне с изменением темпа,
боковой галоп; бег с захлестом голеней; с

Страница 13

13

ноги на ногу по ориентирам.
Вторая часть
1. Ведение мяча с изменением скорости и
направления передвижения.
2. Бросок мяча в корзину, стоящую на полу,
удобным для детей способом.
П.И. «Шумный мяч».
Третья часть
Игра «Мяч в корзину».
№2.14 Учить броску мяча в
корзину с места или
с фиксацией ост а-
новки после ловли и
ведения мяча.
Мячи рез и-
новые
по колич е-
ству д етей,
свисток,
баскетбол ь-
ная к орзина,
обруч.
Первая часть
Ходьба обычная в колонне в чередовании с
ходьбой: по диагонали зала, перекрестной, в
полуприседе, на носках, руки за голову.
Бег в колонне по полосе препятствий: по
доске, руки в стороны; «змейкой» огибая
предметы; с ноги на ногу из обруча в
обруч.
Вторая часть
1. Метание мяча в обруч, расположенный на
полу, с расстояния 2 -2,5 метра, снизу, све р-
ху и из -за головы.
2. Удары мячом об пол и броски его в ба с-
кетбольный щит.
П.И. « Подвижная цель» .
Третья часть
Игра «Передай мяч».
№2.15 Учить броску мяча в
корзину с места или
с фиксацией ост а-
новки после ловли и
ведения мяча. Пр о-
должать уч ить раб о-
тать в команде, соч е-
тая свои действия с
действи ями других
игроков команды.
Колокол ь-
чик, корзина
баскетбол ь-
ная.
Первая часть
Ходь ба в колонне в чередовании с ходьбой:
спиной вперед; на носках, руки вверх; пр о-
тив оходом.
Бег обычный в колонне; с прыжком в выс о-
ту (игровое упражнение «Дотронься до к о-
локол ьчика»); противоходом.
Вторая часть
1. Ведение мяча на месте.
2. Бросок мяча в корз ину после ведения с
фи ксацией остановки.
П.И. «У кого больше мячей».
Третья часть
Игра «Горячая картошка».
Раздел 3. Ознакомление с элементами спортивной игры футбол. Элементы игры фу тбол.
№3.1 Учить правильным
ударам по футбол ь-
ному мячу; закре п-
лять ум ение перед а-
вать мяч в движении.
Ра звивать ловкость,
координацию в и г-
рах.
Футбольные
мячи, пл а-
стмассовые
бар ьеры.
Первая часть
Ходьба в колонне по диагонали зала; сп и-
ной вперед, «змейкой», огибая предметы;
перекрестная ходьба; в полуприседе; на че т-
веренька х.
Бег «змейкой»; бег изменением темпа по
команде (ускорение, замедление).
Вторая часть
1. Передача мяча друг другу внутренней

Страница 14

14

стор оной стопы («щѐчкой»), стоя в паре с
места.
2. Удар носком ноги в ворота шириной
2-2,5 м с расстояния 3 -4 м с места.
П.И. « Гонка мячей ».
Третья часть
Игра «Мяч в кругу».
№3.2 Учить правильно п е-
редавать мяч пар т-
неру с места, разв и-
вать к оординацию
движений, ориент и-
ровку в
пространстве.
Футбольные
мячи, 2 к о-
нуса.
Первая часть
Ходьба в колонне в чередовании с ходьбой:
одна рука на плече впереди идущего тов а-
рища, другая на поясе.
Бег в паре в чередовании с боковым гал о-
пом, лицом друг к другу, взявшись за руки.
Вторая часть
1. Передача мяча в парах любым способом и
остановка подошвой ноги .
2. Удары по неподвижному мячу правой и
левой ногой с одного, двух, трех шагов.
П.И. « Игра в футбол вдвоем» .
Третья часть
Игра «Шмель».
№3.3 Учить работать в
команде, сочетая
свои действия с де й-
ствиями других и г-
роков команды, ра з-
вивать глазомер,
ловко сть.
Футбольные
мячи, кон у-
сы, воле й-
больная се т-
ка, резин о-
вые мячи.
Первая часть
Ходьба в колонне по два с заданиями: на
носках, руки вверх; на наружных сводах
стоп, руки за спиной; высоко поднимая к о-
лени, руки в ст ороны; по диагонали зала.
Бег в колонне с з аданиями: боковой галоп,
руки на поясе; высоко поднимая колени; с
захлестом голеней; спиной вперед; подн и-
мая прямые ноги.
Вторая часть
1. Передача мяча друг другу носком ноги,
стоя в тройке с места.
2. Удар с места (с разбега) по неподвижно
лежащему мячу с целью попасть в предмет
(ра сстояние до предмета 2 -3м) на стене.
П.И. « У кого больше мячей ».
Третья часть
Игра «Мяч на конус».
№3.4 Учить работать в
команде, стремиться
к победе; ловить мяч
из разных точек.
Длинный
шнур, рез и-
новые м ячи,
футбольные
мячи, пл а-
стмассовые
огр аждения.
Первая часть
Обычная ходьба в чередовании: с ходьбой с
различными положениями рук; с ходьбой по
диагонали.
Бег в колонне с преодолением препятствий:
по гимнастической скамье; с ноги на ногу,
переш агивая модули; по ребристой доск е.
Вторая часть
1. Передача мяча друг другу носком ноги,
стоя в паре с места.
2.Удары по неподвижному мячу правой и
левой ногой с разбега.

Страница 15

15

П.И. « Забей в ворота».
Третья часть
П.И. « Ведение мяча парами» .
№3.5 Учить передавать
мяч партнеру и л о-
вить мяч из разных
точек.
Футбольные
мячи.
Первая часть
Обычная ходьба с футбольным мячом в р у-
ках в чередовании с ходьбой: на носках, р у-
ки за гол овой; на наружных сводах стоп,
руки за спиной; на носках, мяч над головой.
Бег в колонне с мячом у груди с зад аниями
на сигнал: остановка, подбросить мяч вверх,
поймать двумя руками после хлопка; пр и-
сед, мяч вперед; стойка на одной ноге, мяч
вверх; пов орот вокруг себя.
Вторая часть
1. Передача набивного мяча ногами от в о-
дящего игрокам, стоящим по кругу.
2. После п ередачи мяча партнером ударить
по мячу и попасть в цель (или предмет) с
рассто яния 2 м.
П.И. « Футболист» .
Третья часть
Игра «Выгони мяч из круга».
№3.6 Учить правильной
остановке (приему)
мяча ногой, пр а-
вильно «о тбирать»
мяч ногой.
Футбольные
мячи, ре зи-
новые мячи,
конусы, пл а-
ст иковые
огражд ения.
Первая часть
Ходьба в колонне по полосе препятствий:
по скамейке, по полусферам, пролезая в о б-
руч боком в группировке, по ребристой до с-
ке.
Бег в колонне в чередовании с ходьбой
врассыпную, подскоками, боковым гал о-
пом.
Вторая часть
1. Передача мяча в тройках любым спос о-
бом и остановка подошвой ноги.
2. Удар мяча ногой в стену и после отскока
остановка ногой.
П.И. « Задержи мяч» .
Третья часть
П.И. «Попади в ворота».
№3.7 Учить правильно
вести и останавл и-
вать мяч ногой; спо-
собствовать разв и-
тию глазомера, ло в-
кости, развития с и-
лы.
Футбольные
мячи, н е-
сколько де т-
ских м ашин
грузов иков.
Первая часть
Ходьба в колонне в чередовании с ходьбой в
тройках; на носках, с хлопками над головой;
на наружных сводах стоп, руки н а пояс; п е-
рекр естная ходьба.
Бег в колонне, врассыпную, противоходом,
по диагонали зала.
Вторая часть
1. Ведение мяча ногой по прямой (7м) поп е-
ременно то правой, то левой ногой.
2. Вести мяч по извилистой линии между
кон усами, обводя их.
П.И. «А ну -ка, отн ими!» в тройке.

Страница 16

16

Третья часть
Игра «Подвижная мишень».
№3.8 Продолжать учить
правильному вед е-
нию мяча ногой;
способствовать ра з-
витию гл азомера,
ловкости, ра звития
силы.
Пластик о-
вые огра ж-
дения, фу т-
больные м я-
чи,
8 конусов,
3 обруча.
Первая часть
Ходьба в колонне перекрестная; в полупр и-
седе; выпадами вперед с хлопком перед с о-
бой; на четвереньках.
Легкий бег в колонне; с ноги на ногу из о б-
руча в обруч; в чередовании с прыжками на
двух ногах, продвигаясь вперед; врас сы п-
ную в черед овании с ходьбой в колонне.
Вторая часть
1. Произвольное ведение мяча любым сп о-
собом.
2. Ведение мяча по коридору (шириной 2 м
и длиной 8м), постепенно уменьшая его ш и-
рину.
П.И. «Догони мяч».
Третья часть
Игра «Закати мяч в обруч».
№3.9 Учить правильно о т-
бирать мяч ногами;
упражнять детей в
ловкости и умении
работать в команде.
Футбольные
мячи, рез и-
новые мячи.


Первая часть
Ходьба в колонне; гимнастическим шагом;
перекатом с пятки на носок; «змейкой»,
огибая предметы; по диагонали зала.
Бег в колонне; по скамейке, противоходом,
по ориентирам с ноги на ногу.
Вторая часть
1. Ведение мяча ногами к воротам.
2. Игровое упражнение «Горячий мяч» н о-
гами.
П.И. «Мяч навстречу мячу».
Третья часть
Игра «У кого мяч?» .
№3.10 Упражнять детей в
пер едаче, ловле м я-
ча; способствовать
развитию ориент и-
рования в простра н-
стве в игре.
Конусы,
футбольные
мячи, пл а-
стиковые
барьеры.
Первая часть
Ходьба в колонне в чередовании: с ходьбой
на носках по скамейке; боком приставным
шагом по скамейке.
Бег в колонне с заданиями: противоходом;
по диагонали зала; по гимнастической ск а-
мейке; подскоками.
Вторая часть
1. Ведение мяча вокруг конусов и удар по
вор отам.
2. Удар мяча ногой в стенку и его прием.
П.И. «Ловишка с мячом».
Третья часть
Игра «Мяч под ногами» .
Разде л 4. Ознакомление с элементами спортивной игры волейбол. Элементы игры воле й-
бол.
№ 4.1 Развивать ловкость Резиновые Первая часть

Страница 17

17

при подаче и ловле
мяча.
мячи, воле й-
больная се т-
ка.
Ходьба в колонне с разным положением рук;
по сигналу ходьба в шеренге; боко м приста в-
ным шагом.
Бег в колонне противоходом; по диагонали
зала; бег двумя колоннами; расхождением
встречных колонн; со сменой направляющ е-
го.
Вторая часть
1. Ловля мяча, стоя в паре на расстоянии 2 -3
м.
2. Упражнять в вбрасывании мяча двумя р у-
ками из -за головы вдаль.
П.И. «Поймай мяч».
Третья часть
Игра «Мяч над головой».
№ 4.2 Развивать умение
ориентироваться на
площадке; воспит ы-
вать волевые качес т-
ва ребенка и друж е-
ские отношения,
подчинять собстве н-
ные желания интер е-
сам коллектива.
Волейбол ь-
ная сетка,
резин овые
мячи, 2 м яча
разного ра з-
мера и в еса.
Первая часть
Ходьба обычная в чередовании с ходьбой по
наклонной доске и гимнастической скаме йке;
перекрестная, боком приставным шагом.
Легкий бег в колонне; по гимнастической
скамейке; подскоки; с остановкой на сигнал;
с и зменением направления на сигнал.
Вторая часть
1. Ловля мяча, брошенного через сетку, нат я-
нутую выше роста детей на 20 см.
2. Бросок мяча двумя руками из -за головы на
дальность.
П.И. «Стой».
Третья часть
Игра «Гонка мячей по кругу».
№ 4.3 Упражнять в перед а-
че мяча в парах, и с-
пол ьзуя приставной
шаг; закреплять с
детьми понятие
«стойка игрока; с о-
вершенствовать н а-
выки владения м я-
чом.
Резиновые
мячи, дли н-
ная веревка,
во здушный
шарик.
Первая часть
Ходьба в колонне перекрестная;
с различными положениями рук; спиной вп е-
ред; на четвереньках. Ходьба двумя колонн а-
ми, расхождением встречных колонн.
Бег в колонне «змейкой» огибая предметы;
перешагивая предметы; по диагонали зала; со
сменой направляющего по сигналу; проти во-
ходом.
Вторая часть
1. Подача мяча снизу вдаль.
2.Метание малого мяча в вертикальную цель,
Игра «Волейбол с воздушным шаром».
Третья часть
Игра «Мяч сбоку» .
№ 4.4 Закреплять приобр е-
тѐнные знания
«стойки игрока»;
развивать ловкость
при подаче и ловле
мяча.
Резиновые
мячи, воле й-
больная се т-
ка.


Первая часть
Ходьба в колонне по одному с заданиями: на
носках, руки вверх; на наружных сводах стоп,
руки за спиной; высоко поднимая колени, р у-
ки в стороны; в полуприседе, руки на бедрах.
Бег в колонне с заданиями на разные сигн а-

Страница 18

18

лы: хлопок – поворот; два хлопка – прыжок;
удар в бубен – остановка; звонок в колокол ь-
чик – ход ьба врассыпную.
Вторая часть
1. Передача и ловля мяча в тройках.
2. Ведение мяча «змейкой», огибая предм еты,
расставленные на расстоянии 1
метра друг от друга.
Подвижная игра «Вышибалы».
Третья часть
Игра «Мяч сверху -снизу» .
№ 4.5 Упражня ть в подаче
и блокировании мя-
ча, действуя в паре.
Резиновые
мя чи, дли н-
ный шнур,
4 обруча.
Первая часть
Ходьба с малым мячом по наклонной доске;
гимнастической скамейке; мелким и шир о-
ким шагом; по сигналу перекладывая мяч за
спиной, над головой.
Бег в коло нне с малым мячом в руках
с заданиями на сигнал: остановка, подбр осить
мяч вверх, поймать двумя руками; о становка,
отбить мяч о пол одной рукой, поймать дв у-
мя. Бег по диаг о-
нали зала, на с игнал переложить мяч в др у-
гую руку.
Вторая часть
1. «Пятерки» .
2. Игра «Отбей мяч».
П.И. «Успей поймать» .
Третья часть
Игра «Попади в цель».
№4.6 Продолжать учить
сложному приѐму
блокирование (отб и-
вание), развивать
ло вкость.
Волейбол ь-
ная сетка,
резино вые
мячи, 5 о б-
ручей.
Первая часть
Ходьба в колонне по полосе препятствий: б о-
ком приставным шагом по канату, руки на
поясе; прыжки с ноги на ногу через м одули;
ходьба перекрестным шагом по скамейке, с о-
скок на спортивный мат.
Бег в колонне с изменением темпа ; боковой
галоп; спиной вперед; противоходом.
Вторая часть
1. Передача мяча в парах, используя приста в-
ной шаг.
2. Упражнение в подаче и отбивании мяча в
парах.
П.И. «Мяч над веревкой» .
Третья часть
Игра «Мяч сквозь обруч».
№4.7 Упражнять в пер е-
мещении с мячом,
ра звивать скоростно -
силовые качества ;
способствовать ра з-
витию прыгучести,
Резиновые
мячи, воле й-
больная се т-
ка,
конус.
Первая часть
Ходьба в колонне перекрестная; гимнастич е-
ским шагом; ходьба двумя колоннами ; ра с-
хождением встречных колонн.
Бег в колонне в чередовании с ходьбой вра с-
сыпную; бег парами, тройками, подск оками.

Страница 19

19

ловкости, координ а-
ционных способн о-
стей.
Вторая часть .
1. Стоя лицом к стене на расстоянии 2 -2,5 м,
один бросает двумя руками мяч в стену, др у-
гой ловит его после отскока от пола.
2. Упражнение в подаче и отбивании мяча в
парах.
П.И. «Мяч через сетку» (в четвѐрках).
Третья часть
Игра «Кто быстрее? ».
№ 4.8 Способствовать ра з-
витию глазомера,
ло вкости, силы.
5 обручей,
резиновые
мячи.
Первая часть
Ходьба в колонне: на носках, мяч вверх;
на наружных сводах сто, мяч за голову; отб и-
вание мяча о пол одной рукой, ловля двумя;
подбрасывание вверх и ловля двумя р уками.
Бег в колонне с мячом в руках, выполняя з а-
дание на сигнал (свисток – подбросить мяч
вверх, поймать после хлопка; хлопок – по й-
мать после хлопка); бег со сменой напра в-
ляющего (последний обегает всех и встает
первым) .
Вторая часть
1. «Десятки».
2. Упражнение в подаче мяча сверху .
П.И. «Подвижная цель».
Третья часть
Игра «Горизонтальная мишень».
№ 4.9 Закреплять умение
передавать мяч в
движении; развивать
ловкость, координ а-
цию; воспитывать
чувство партнѐрства
в кома нде, желание
стремит ься к общей
победе.
Резиновые
мячи, воле й-
больная се т-
ка.
Первая часть
Ходьба в колонне перекрестная; двумя к о-
лоннами на носках, с различны м положен ием
рук; расхождением встречных колонн.
Легкий бег в колонне; боковой галоп; бег
с захлестом голеней; высоко поднимая кол е-
ни; противоходом.
Вторая часть
1. Упражнение в подаче мяча вдаль.
2. Отбивание и бросание мяча через сетк у н е-
сколькими игроками с передачей друг другу.
П.И. « Мяч водящему».
Третья часть
Игра «Капитаны» .
Раздел 5 . Заключительный.
№5.1 Закреплять знания и
умения, полученные
в течение года на
зан ятиях в кружке.
2 резиновых
мяча,
2 фу тбол ь-
ных мяча.
Игры -эстафеты
1. «Проведи мяч и забрось в корзину».
2. «Забей гол в ворота».
3.Игра -соревнование «Волейбол с возду ш-
ным шаром».


Страница 20

20

1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы :
- проявляет интерес к истории появлени я и видоизменениям мяча, к подвижным играм с эл е-
ментами спортивных игр и игровым упражнениям с мячом ;
- знаком с правилами и элементами спортивных игр (бас кетбол, футбол, волейбол), имеет
представление об особе нностях используемых в этих играх мячей;
- вла деет про стейшими технико -тактическими действия ми с мячом: передача мяча разными
способами, подача и бросок через сетку, метание мяча в вертикальную и горизо нтальную
цель, ведение мяча ногами, удар по воротам;
- способен применять практические умения и н авы ки в подвижных играх с мячом, действовать
в команде на основе дружелюбного и продуктивного общения , соотнося свои действия с де й-
ствиями товар ищей;
- развит ы психофизические качества координация движений, выносливость, быстрота, реа к-
ция, ловкость, ориентиро вка в пр остранстве, глазомер;
- демонстрируе т понимание ценности здорового образа жизни для здоровья в будущем, жел а-
ние сознательно добиваться поставленной цели, не обижая партнѐров по игре .


































Страница 21

21

РАЗДЕЛ №2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦ ИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧА Ю ЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

2.1. Календарный учебный график
Начало и окончание учебного периода по программе «Мой друг - мяч» определяется
кале ндарным учебным графиком и соответствует нормам СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидем иологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровл е-
ния детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного вр ача
России от 28 сентября 2020 г. № 28. И СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и тр е-
бо вания к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды об и-
тания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 я н-
варя 2021 г. № 2.
Таблица №3 . Календарный учебный график .

2.2. Условия реализации программы
Материально -техническое обеспечение
Занятия проводятся в физкультурном зале (площадь 62,8 кв.м .) и на спортивной площа д-
ке детского сада (площадь 245 кв. м.). Общий фон физкультурн ого зала выполнен в оттенках
спокойных тонов, оформлен согласно требованиям ФГОС ДО к РППС оформления помещ е-
ний ДОО: вариативность, безопасность, полифункциональность, трансформируемость, со де р-
жательная насыщенность, доступность. Зал хорошо оснащен спортивным оборудованием и
инвентарѐм и соответствует требованиям СанПиН для ДОУ.
Таблица №4. Оснащение физкультурного зала .
Тип оборудования Наименование Количество
Для ходьбы ,
Для бега
Скамей ка гимнастическая 3
Для прыжков ,
Для перепрыгивания
Обруч
Барьеры
Палки
Скакалки
Шнур, канат
30
8
30
20
2
Для прокатывания
Для отбивания




Для метания
Для забрасывания


Модульные колеса
Мячи резиновые маленькие
Мячи средние над увные
Мячи набивные 0,5; 1 кг
Мячи большие набивные
Мячи волейбольные
Навесные мишени
Стойка -«Цыпленок» с закре п-
ленной корзиной для забрас ы-
вания мяча
6
20
20
10
2
4
2
2


№ Год обучения Объем уче бных
часов
Всего
учебных н едель
Количеств о
учебных дней
Режим
работы
1 Первый 18 часов 36 36 1 раз в нед е-
лю

Страница 22

22



Для перебрасывания
Мешочки с песком
Модуль с лунками
Сетка волейбольная
Модульный бассейн с пластма с-
совыми шариками
20
4
1
200
Для ползания,

Для лазания
Для подлезания

Для п ерелезания
Узкие спортивные маты
Широкие спортивные маты
Лестница гимнастическая
Обручи на подставке
Подставка для установки обруча
Модульное бревно
2
2
4
3
6
4

Таблица № 5. Оснащ ение спортивной площадки
Тип оборудования Наименование Количество
Для ходьбы
Для бега
Бум гимнастический
Беговые дорожки с разметкой
2
Для прыжков ,
перепрыгивания
Разметка
Для прокатывания,
прокатывания,
отбивания, забрасывания
Для метания
Кольцо баске тбольное
Сетка волейбольная
Мишень горизонтальная, верт и-
кальная
Ворота футбольные
Мячи для спортивных игр и м е-
тания
Дуги
Скамейки гимнастические
Гимнастический комплекс
«Юниор»
32
1
3

4
15

6
2
1

Для ползания, лазания, подлез а-
ния, перелезания
Лестница гимнастическая
Обручи на подставке
2
6

Кадровое обеспечение
Программу реализует инструктор по физической культуре (педагог допо лнительного
образования), владеющий профессиональными компетенциями в области «Физическое ра з-
витие», имеющий практические навы ки в сфере организации образовательной и воспит а-
тельной деятельности детей дошкольного возра ста.
2.3. Формы контроля/аттестации
В соответствии со статьѐй 58 п.1 Федерального закона «Об образ овании в Российской
Федерации» № 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года вы браны следующие формы подведения ит о-
гов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной пр о-
граммы :
- наблюдение за активностью ребенка на разных этапах занятия и выполнени ем контрольных
нормативов , в свободной двигательно -иг ровой деятельности на пр огулке ;
- оценка членов жюри, зрителей выступлений дет ей во время игр на развлечениях;

Страница 23

23

- анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожел аний о работе
образовательной деятельности.
Формой демонстрации и предъявлен ия образовательных результатов является выполнение
упражнений с мячом, игровая деятельность: подвижные игры и игры -эстафеты с мячом, и г-
ры -соревнования.
Диагностический материал по программе оценивает успешность выполнения заданий
по разделам программы «Мо й друг – мяч». Данные о результатах диагностики заносятся в
диагностическую карту, которая позволяет выявить уровень освоения программы каждым
ребѐнком и группой в целом по ра зделам программы.

Страница 24

24


2.4. Оценочные материалы
Таблица №6. Карта наблюдений
I блок: упражнения с передачей мяча
Тест Условия выполнения Результат
3 балла 2 балла 1 балл
1 Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте Расстояние
2,5 - 3м 8 - 10 раз 3 - 7 раз 0 - 2 раза
2 Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о
земл ю 3 - 4м 8 -10 раз 3 - 7 раз 0 - 2 раза
3 Передача мяча двумя руками в парах,
передвигаясь вперѐд боковым галопом
10м
(не уронить мяч) 8 - 10м 5 - 7м 1 - 2м
II блок: упражнения с ведением мяча
1 Ведение мяча на месте двумя руками 10с Более 10 раз 5 - 7 раз 1 - 2 раза
2 Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя Время не ограничено Более 10 раз 5 - 7 раз 1 - 2 раза
3 Ве дение мяча правой и левой рукой шагом, продв и-
гаясь вперѐд
Расстояние 10м (не пот е-
рять мяч) 10м 5м 1 - 2м
III блок: упражнения с бр осками мяча в корзину
1 Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, спос о-
бом от груди
10 бросков, расстояние
до корзины 2м 8 - 10 раз 3 - 7 раз 0 - 2м
2 Бросок мяча в кольцо, стоя на месте,
двумя руками, способом из -за головы
5 бросков, расстояние до
кольца 2,5 - 3м 4 - 5раз 2 - 3 раза
0 - 1раз
3 Бросок мяча в кольцо после ведения
с фиксацией остановки 3 броска, ведение – 5м 3 раза 1 - 2 раза 0


Страница 25

25


Таблица №7. Диагностическая карта
№ /п





ФИ ребѐнка
Тематические блоки
Общий балл по каждому ребѐн
ку


Уровень

I блок: упражнения
с передачей мяча
II блок: упражнения
с ведением мяча
III блок: упражнения
с бросками мяча в корзину
Передача мяча двумя руками

в парах, стоя на месте

Передача мяча двумя руками

в парах с отскоком о землю

Переда
ча мяча двумя руками

в парах, передвигаясь вперѐд боковым галопом

Ведение мяча на месте

двумя руками

Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя

Ведение мяча правой и левой рукой, шагом, продвигаясь вп
е-
рѐд

Бросок мяча в корзину, поста
в-
ленную на пол, сп
особом от
груди

Бросок мяча в кольцо,

стоя на месте,

двумя руками, способом

из-за головы

Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксацией остановки

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Средний показатель по группе
Высокий уровень – от 19 до 27 баллов .
Ребѐнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, св ободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 10 д о 18 баллов .
Ребѐнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незнач ительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов .
Ребѐнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.

Страница 26

26

2.5. Методические материалы
Программа предназнач ена для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) и
направлена на развитие двигательных навыков и качеств детей старшего дошкольного во з-
раста через организацию подвижных игр и упражнений с мячом.
Отличительная особенность и новизна Программы закл ючается в разработанной си с-
теме игровых занятий с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, р е-
ального уровня их физической подготовленности, социальной ситуации развития и спец и-
фических видов детской деятельности. Поэтому содержание Програм мы пронизывают по д-
вижные игры, игры -упражнения, игры -эстафеты с мячом, которые способствуют реализации
поставленных задач в соо тветствии с интересами детей.
Особое внимание в Программе уделяется формированию двигательных навыков и з а-
креплению на основе выс окой степени повторяемости и оптимальной последовательности
способов владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п. в играх ра з-
личной тематики.
Организа ция деятельности по реализации П рограммы базируется на деятельнос т-
ном и личностно -ориентированном подходах.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами , опр еделѐнными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошк ольного образования:
 самоценность детства как периода жизни значимого само по себе, без вс яки х условий;
 личностно -развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и д е-
тей;
 единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
 уважение личности ребѐнка, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ребенка си туации успеха ;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной гру п-
пы и учѐтом социальной ситуации развития;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия у словий, требов а-
ний, методов возрасту и особенностям развития), все игры подобраны с учетом возраста и
психофизических особенностей детей;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных ос обенностей
каждого ребѐнка, содержание игровой деят ельности с учѐтом предпочтений и интересов д е-
тей ;
 последовательность и систематичность – переходить от известного к неи звестному, от
простого к сложному, что обеспечивает последовательное накопление и углубление пре д-
ставлений и навыков, развитие познавате льных интересов детей;
 научная обоснованность и практическое применение - содержание Программы соо т-
ветствует основным положениям возрастной психологии и дошкол ьной педагогики.
Взаимодействие педагога и воспитанников осуществляется на основе педагогич е-
ских технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно -ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- информацио нно -коммуникационные технологии.
Программа «Мой друг - мяч » опирается на принципы развивающего восп и-
тания и единства образов ательной и воспитательной среды.
Программа носит интегративный характер и способствует не только физическому разв и-
тию, но и социально -коммуникативному и познавательному развитию детей дошкольного
возраста.

Страница 27

27

Играя сообща, дети учатся действовать в коллективе, подчиня ться общим правилам, тр е-
бованиям, что способствует произвольности поведения, развитию морально -волевых к а-
честв. Наличие правил и требование их соблюдения, ставят участников игры в положение
равноправных партнеров, что способствует укре плению коммуникативны х и эмоциональных
контактов между детьми. Дети пост епенно осваивают, что победа в игре достигается общими
усилиями всех игроков.
Игры с мячом способствуют развитию умения видеть причинно -следственную связь
своих действий и действий других участников игры, ориентировке в пространстве, предста в-
лений об окружающем мире.
Учитывая особенности возраста детей, применяются соответствующие формы организ а-
ции детей:
 групповая - проведение игр со всеми детьми;
 подгрупповая и индивидуальная – проведение упражнений с по дгруппой или одним
ребѐнком для лучшего усвоения техники выполнения упражнений .

Формы занятий: теоретические и практические.
Для поставленных целей и реализации задач используются разнооб разные методы и
приѐмы обучения :
- словесные: объяснение последоват ельности действий, пояснения , инструкции, совмест ное
обсуждение результатов игры;
- наглядные: показ способов выполнения движений, показ образца ;
- практические: упражнения, выполнение игровых действий ;
- стимулирования и мотивации: создание игровой ситуац ии, поощрение, порицание, введ е-
ние элементов соревнования , педагогическая оценка .
Для реализации программы были созданы авторские методические пособия и осущ е-
ствлѐн подбор материалов:
- основные правила по технике безопасности в физкультурном зале в играх с мячом (Прил о-
жение №1);
- сценарии физкультурно -игровых развлечений «Наши любимые игры с мячом» (Прилож е-
ние №2) ;
- картотека подв ижных игр с мячом (Приложение №3 );
- банк аудио и видео материалов: мультфильмы о видах спорта и играх с мячом, презентация
«История появления мяча. Какие бывают мячи?» , песни о спорте и физической культуре
(Приложе ние №4 );
- консультация для родителей «Школа мяча» (Приложение №5);
- пазлы (Приложение №6 );
- дидактическая игра -домино (Приложение №7 );
- игра ходилка -бродилка «Сп ортивный парк» (Приложение № 8);
- дидактическая игра «Четвертый лишний» (Приложение №9 );
- журнал для семейного чтения «Почитай -ка» , выпуск «Мой друг - мяч » (Приложение 10 );
- альбом раскрасок «Мы играем с мячом» (Приложение №11);
- игро вой макет «Смешарик и играют в мяч » (Приложение № 12).






Страница 28

28


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адашкявичене , Э.Й. Баскетбол дл я дошкольников. Из опыта работы [Текст] / Э.Й. Ада ш-
кявичене. - М.: Просвещение, 1983 г. - 79 с.
2. Воротилкина , И.М. Физкультурно -оздоровительная рабо та в Д ОУ [Текст] / И.М. Вороти л-
кина. – Изд -во НЦ ЭНАС, 2004г. - 144 с.
3. Николаева , Н.И. Школа мяча [Текст] / Н.И. Николаева. - СПб.: Издательство ДЕТСТВО -
ПРЕСС , 2008 г.- 96 с.
4. Сочеванова , Е.А. Подвижные игры с бегом для детей 4 -7 лет [Текст] / Е.А. Соч еванова. -
СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС , 2009 г.- 48 с.
5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения [Текст] под ред.
Филиппова С.О . - СПб.: Издательство ДЕТСТВО -ПРЕСС , 2005 г.- 416 с.
6. Хабарова , Т.В. Развитие двигательных способн остей стар ших дошкольников [Текст] / Т.В.
Хабарова. - СПб.: Издательство ДЕТСТВО -ПРЕСС , 2010 г.- 112 с.
7. Анисимова , Т.Г., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5 -7 лет [Текст] / Т.Г. Анисим о-
ва, Е.Б. Савинова. - Волгоград: Издательство Учитель, 2009 г. - 144 с.
8. https://ped -kopilka.ru/
9. https://nsportal.ru/detskiy -sad/fizkultura
10. https://yandex.ru/search/?lr=237&text=сценарии+развлечений+с+мячом+в+подготовительно
й&src=suggest_Nin
11. https://yandex.ru/search/?text=настольные+игры+с+мячом+для+детей&lr=237&suggest_reqi
d=21273335916 2583529239788809988212
12. https://yandex.ru/search/?text=настольно -
печа т-
ные+игры+с+мячом+для+детей&lr=237&suggest_reqid=21273335916258352924069491499849
5
13. https://yandex.ru/search/?text=стендовые+консультации+для+родителей%2C+как+научить+
играть+в+мяч&lr=237&suggest_reqid =212733359162583529241382369915429














Страница 29

29

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 174 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д. 7А
тел.:71 -58-94
эл. адрес: detsad -174@ yandex .ru





































Страница 30

30

Приложение №1

Основные правила по технике безопасности
в физкультурном зале в играх с мячом

1. Приступать к занятиям после разминки , чтобы подготовиться к активным
играм и упражнениям .
2. Вне физкультурного зала играть с мячом на площадке с ровной повер х-
ностью, чтобы было удобно отбивать и вести мяч и обезопасить себя от
падений .
3. На занятиях и в подвижных играх , передавая мяч п артнѐру, стараться не
попасть в стоящего ря дом игрока .
4. После свистка инструктора, извещающего о прекращении игры, прекр а-
тить все действия с мячом.
5. Ловить мяч, сгибая руки перед грудью , не прижимая к корпусу .
6. Смотреть на подающег о игрока во время подачи мяча. При неточной п о-
даче, мяч может попасть в своих игроков.