cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Демонстративное поведение имеет две закономерности:
1. Ребенок кривляется (плюется, кричит) только в присутствии взрослых
(воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него
внимание.
2. Когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение.
В этом случае демонстративность поведения не только не уменьшается, а
наоборот, усиливается.
В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором
ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке
говорит взрослым: «Я дел аю то, что вам не нравится». Сходное
содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой».
Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение
как особый способ коммуникации?
Нередко демонстративное поведение ребенка это единстве нно
возможный способ привлечь к себе внимание взрослых.
Такой выбор дети совершают в тех случаях , когда родители
практически не общаются с ними, общаются мало или формально
(ребенок не получает в процессе общения так необходимую ему любовь,
ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда
ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея
приемлемых форм ко нтакта с взрослыми (совместное чтение и труд, игра,
спортивные занятия и др.), ребенок использует парадоксальную, н о
единственную ему доступную форму – демонстративную выходку и
незамедлительно следующее за ней наказание. «Общение» состоялось. Но
эта причина не единственная.
Если бы все случаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, его
не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с
детьми. Но и в таких семьях дети кривляются ничуть не меньше.
В э том случае кривляние, самоочернение ребенка : «Я - плохой» -
являются способом выйти из под власти взрослого, не подчиняться его
нормам, и не дать ему возможность осудить, отругать, поскольку
самоосуждение – уже состоялось.

Страница 2

Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в
семьях с ав торитарным стилем воспитания, властными родителями,
воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются
осуждению и замечаниям.
Демонстративное поведение может также возникать при прямо
противоположном желании ребенка – быть как можно лучше. В
ожид ании внимания со стороны окружающих, ребенок ориентирован на
то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою
«доброкачественность».
Другой не менее распространенный вариант демонстративного
поведения детей – капризы. Каприз – часто повторяющ аяся слезливость,
необоснованные своевольные выходки с целью самоутверждения,
обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Каприз обычно
сопровождается активным проявлением недовольства и
раздражительности: плачем, двигательным возбуждением, ката нием по
полу, разбрасыванием игрушек и вещей.
Эпизодически каприз возникает в результате переутомления,
перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными
впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося
заболевания.
От эпизодиче ских капризов, обусловленных во многом возрастными
особенностями детей, следует отличать закрепившиеся капризы,
превратившиеся в привычную форму поведения.
Основные причины таких капризов – неправильное воспитание
(избалованность или чрезмерная строгость с о стороны взрослых).
Дети с любой разновидностью демонстративного поведения
нуждаются в психолого -педагогической поддержке.
С такими детьми игра имеет огромное значение. Игру же можно
использовать для закрепления достигнутых результатов.

Педагог -психоло г Бражникова М.А.