cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 174 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»



ПРИНЯТО
решением педагогического совета
Детского сада №174 ОАО «РЖД»
Протокол №1 от « 31 » августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Детским садом
№174 ОАО «РЖД»
____________/Е.В. Михалькова/
Приказ №224 от « 31 » августа 2022 г.








Разработчик :
Бражникова М.А.,
инструктор по физической культуре









Новокузнецкий, городской округ , 2022



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« В ИГРЫ ИГРАЕМ, СТАРИНУ ВСПОМИНАЕМ »
Уровень программы: стартовый
Возраст вос питанников : 5 - 6 лет
Срок реализации программы: 1 год

Страница 2

2

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ №1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ,
СОДЕРЖА НИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1. Пояснительная записка (характеристика программы)………………………… ….... .3
1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………… …… ..... 5
1.3. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учеб -
ного (тематического) плана………………………………… ………………… ……………… …. .6
1.4. Планируемые результаты………………………………………………… ……... … ....15
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1. Календарный учебный график………………………………………………… ………. .… … 16
2.2. Условия реализации программы… ……………………………………………… ……… ..… .16
2.3. Формы контроля/аттестации……………………………………………… ………… …… …. 17
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………… …………… … … .18
2.5. Методические материалы……………………………………………………… ………… ......19
Список используемых источников……………………………………………… ………… … …...22








Страница 3

3

РАЗДЕЛ №1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1. Пояснительная записка (характеристика программы)
Нормативно -правовое обеспечение разработки и утверждения Программы
1. Федеральный зако н от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021);
2. Феде ральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Приказ Министерства п росвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 20 20 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».
5. Приказ Ми нистерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 года № 09 -3242 «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российс кой Федерации от
23.08.2017г. № 81 6 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. «Целевая модель развития региональных систем дополн ительного образования
детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019
года).
8. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации п о
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
9. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678 -р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и план а мероприятий по
ее реа лизации».
10. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
11. Письмо Министерство просвещения РФ от 15 апреля 2022 года № СК -295/06
«Об использовании государственных символов Российской Федерации» .
12. Постановление Главного государственного с анитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 -20
«Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», от 28 января 2021 г. № 2. «Гигиенические нормативы и
требования СП 1.2. 3685 -21. к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитет а образования и науки
администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
пр ограммы «В игры играем, старину вспоминаем» (далее – программа) – физкультурно -
спортивная ).
Уровень освое ния содержания программы - программа стартового уровня осво ения
содержания.

Страница 4

4

Актуальность Программы обусловлена тем, что современные дети испытывают
двигатель ный дефицит и дефицит общения, а ведь потребность в движении в каждом
ребенке заложена природой. Дл я ребёнка играть, бегать наперегонки, скакать на одной ноге,
подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно
необходимо, как дышать. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в
мозг, тем интеллектуальнее его р азвитие. Для детей дошкольного возраста игра – ведущий
вид деятельности. Подвижная игра является наилучшим средством удовлетворения
потребности детей дошкольного возраста в движении и игре. Для педагогов игра является
традиционным средством воспитания и ра звития, формой организации детей. Известный
учёный и педагог П.Ф.Лесгафт говорил: «…Подвижная игра является упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни…».
Ещё совсем недавно каждый ребенок знал около десятка подвижных игр. С утра до
вечера, во дворах дети осваивали различные подвижные игры, передавали свой игровой опыт
сверстникам. Изменилась жизнь. Изменились игры. В настоящее время очень редко можно
увидеть во дворах весело и беззаботно играющих в подвижные игры детей. Увлечение
компьютеро м и телевизором часто не оставляет место для игр и общения со сверстниками.
Именно в недостатке двигательной активности кроется сегодня основная причина
отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей : заболевания
опорно -двигательно го аппарата, проблемы со зрением, излишним весом. Интенсивность
физического развития детей и их здоровье напрямую зависят от двигательной активности.
Подвижная игра является основным средством и методом физического воспитания детей
дошкольного возраста. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как
важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Использование русских народных
подвижных игр в детском саду способствует не только физическому развитию, но и является
средством приобщения к духовн о-нравственным ценностям русского народа, национальным
культурным традициям. Русские народные игры многообразны по содержанию, степени
подвижности: хороводные, с плясками, прибаутками, игры высокой и малой подвижности.
Глубокий смысл русских народных подви жных игр – в их полноценной роли и физической и
духовной жизни, существующей в истории и культуре русского народа.
Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности и ознакомления
детей с русскими народными подвижными играми была создана допо лнительная
общеобразовательная программа «В игры играем, старину вспоминаем» (далее
Программа ). Особенностью содержания программы является подбор русских народных
подвижных игр и планирование образовательной деятельности в соответствии с календарно -
тематич еским планированием образовательной деятельности в ДОУ. Таким образом,
освоение содержания Программы воспитанниками способствует развитию личности и
решает актуальные задачи современного образования и общества.

Адресат программы : данная программа «В игры играем, старину вспоминаем»
предназначена для детей в во зрасте 5 -6 лет.

Характеристика психофизического развития ребёнка 5 -6 лет
 Может распределять роли до начала игры, на строить свое поведение, придерживаясь
роли.
 Способен п редъявлять к себе те требов ания, которые раньше предъявлялись к нему
взрослыми.
 Избирателен и устойчив во взаимоотношениях с ровесниками.
 Имее т дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по
существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проя вления чувств,
эмоций, специфика гендерного поведения).
 Способен осознанно регулировать свое поведение, преодолевать эгоцентрическую
позицию (становится способным встать на позицию другого).

Страница 5

5

 Способен предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные послед ствия
собственных действий и поступков, и действий, и поступков других людей.
 Соблюдает ролевое поведение, сопровождая его речью, соответствующей и по
содержанию, и интонационно взятой роли.
 Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упр ажнениях,
соревнованиях, играх -эстафетах.
 Может ходить и бегать наперегонки с преодолением препятствий, осознанно
выполнять движения.
 Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с
разбега, через скакалку.
 Умеет пер естраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться,
выполнять повороты в колонне. Выполняет повороты направо, налево, кругом .
 Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную
цель, отбивает и ловит мяч.

Год разработ ки: 2017 год.
Год корректировки: 2022 год.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения, 3 5 учебных недель. Общий объем
Программы – 35 часов.
Формы обучения и формы организации обучения : очное обучение, основной формой
организ ации обучения в объединении является очное занятие.
Режим занятий
В неделю проводится 1 занятие во вторую половину дня продолжительностью не
более 30 минут.
Место проведения – физкультурный зал, спортивная площадка на территории ДОУ.
Возраст детей, участв ующих в реализации дополнительной образовательной программы
5-6 лет. Количество – 10 -15 детей.

Структура занятий
 Мотивация к деятельности (сюрпризный момент, беседа, загадки, пословицы
пословицы, поговорки, народные приметы ).
 Практическая деятельнос ть .
 Рефлексия .


1.2. Цель и задачи программы
Цель : физическое развитие воспитанников посредством русских народных подвижных
игр, совершенствование качеств выполнения основных видов движений.
Задачи:
- способствовать формированию и совершенствованию двигат ельных навыков и умений,
развитию психофизических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости и
др.) в основных видах движений: ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
- обогащать двигательный опыт детей, развивать нравственные качества: чес тность,
правдивость, выдержку ;
- развиват ь устойчивый интерес к русской культуре через ознакомление с народными
подвижными играми, малыми фольклорными формами;
- способность развитию умения действовать в команде на основе дружелюбного и
продуктивного общен ия, соблюдать правила игр и правила безопасности, соотносить свои

Страница 6

6

действия с действиями тов арищей;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового о браза
жизни;
- воспитывать морально -волевые качества и системы ценностей российс кого общества с
приоритетом жи зни и здоровья, желание сознательно добиваться поставленной цели, не
обижая партнёров по игре.
1.3. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного
(тематического) плана

Таблица №1. Учебно -тематический план

п\п
Название темы Количество часов ООД
Теоритичес
кие
занятия
0,5

Практические
занятия

0,5

Всего


1
1. Водное занятие. Знакомство с
Русскими народными
подвижными играми. Просмотр
видеопрезентации «Моя Родина -
Россия»
1 - 1
2. Осень 1 1
3. Овощи 1 1
4. Фрукты 1 1
5. Лес. Деревья. Ягоды. Грибы 1 1
6. Детский сад. Игрушки 1 1
7. Я и моя семья 1 1
8. Поздняя осень 1 1
9. Части тела. 1 1
10. Одежда 1 1
11. Обувь 1 1
12. Зима 1 1
13. Зимующие птицы 1 1

Страница 7

7

14. Зимние забавы 1 1
15. Новый год 1 1
16. Каникулы 1 1
17. Домашние животные и птицы 1 1
18. Дикие животные 1 1
19. Город. Улица 1 1
20. Транспорт. 1 1
21. Дом. Мебель. Бытовая техника 1 1
22. Защитники Отечества 1 1
23. Профессии. Инструменты 1 1
24. М амин праздник. Женские
профессии
1 1
25. Посуда 1 1
26. Продукты питания 1 1
27. Весна 1 1
28. Перелетные птицы 1 1
29. Свободная тема 1 1
30. Части суток. Дни недели 1 1
31. Цветы. Комнатные растения 1 1
32. День Победы 1 1
33. Труд люд ей в природе 1 1
34. Насекомые 1 1
35. Здравствуй, лето 1 1
Итого: 1 34 35

Страница 8

8


Таблица №2. Содержа ние учебно -тематического плана
Сентябрь


№/


Лексическая
тема
Задачи Название игр
(содержательная
деятельность)
Основные
виды
движений
Атрибуты и пособ ия
1 Знакомство
(вводное)
Познакомить детей с
культурой русского
народа : пословицами,
сговорками -
жеребьевками,
считалками и
народными
подвижными играми; а
также с правилами
поведения на занятиях.
Просмотр пр езентации
«Моя Родина - Россия»,
беседа,
д/и «Четвёртый лишний»,
д/и «Подбери пару»
Диапроектор,
видеопрезентация «Моя
Родина – Россия»
2 Осень Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость; упражнять в
ходьбе по кругу
хороводным шагом,
сохраняя форму круга.
Беседа,
загадки,
считалки,
п/и «Пеньк и»,
п/и «Угадай, ч ей
голосок ?»
Бег;
бег поскоками;
прыжки на двух ногах с
продвижением вперед
Индивидуальные коврики
«Ягодка» (на 1 меньше, чем
количество игроков )

3 Овощи Учить перебрасывать
мяч друг другу, ловко
перехватывать мяч,
подпрыгивая; развив ать
выносливость в
перетягивании игроков.
Загадки,
считалки,
сговорки -жеребьевки,
и/с «Картошка»,
п/и «Редька»

Владение мячом,
равновесие
Мяч,
гимнастическая лестница
Октябрь
4 Фрукты Упражнять в беге по
залу между
препятствиями
наперегонки;
ориентир овке в
пространстве.
Загадки,
считалки,
п/и «Яблочко золотое»,
х/и «Водяной»
Бег наперегонки,
ориентировка в
пространстве
Мячик,
повязка на глаза

Страница 9

9


5 Лес.
Деревья.
Ягоды.
Грибы
Развивать быстроту и
ловкость в прыжках на
одной ноге,
запрыгивании в кр уг и
выпрыгивании из него;
силу, выносливость в
перетягивании каната.
учить детей
самостоятельно
придумывать
движения, отражающие
содержание текста в
игре.
Беседа,
загадка,
маска,
считалки,
сговорки -жеребьевки,
п/и «Бабка Ёжка»,
п/и «Девочка и медведь»
Бег,
прыжки,
равновесие
Веточка (помело),
канат,
маска медведя,
платок
6 Детский сад.
Игрушки.
Развивать ловкость в
беге с увертыванием;
упражнять в ходьбе по
кругу хороводным
шагом, соблюдая
дистанцию.
Загадки,
считалки ,
п/и «Мы веселые ребята»,
х/и «Матрешка»
Бег с увертыванием Платочки по количеству
девочек
7 Я и моя семья Развивать ловкость в
ходьбе с увертыванием
с закрытыми глазами;
координацию
движений.
п/и «Аленушка и
Иванушка»,
п/и «Ушки»
Ходьба с увертыванием,
координация движений
Плат ок,
фуражка,
повязки,
на глаза -2шт.
Ноябрь

8 Поздняя осень Развивать ловкость в
лазании по
гимнастической стенке,
перебрасывании мяча
дуг другу из -за головы,
ловле его двумя
руками.
Беседа,
сговорки -жеребьевки,
п/и «Перелет птиц»,
п/и «Жар -птица»
Бе г,
лазание,
владение мячом
Гимнастическая стенка,
скамейки,
мяч («Жар -птица»)
9 Части тела

Упражнять в ходьбе по Краткая беседа,
загадки,
Легкий бег на носочках,
ориентировка в

Страница 10

10

кругу хороводным
шагом, соблюдая
дистанцию; развивать
ловкость, выдержку и
внимательность.
х/и «Арина»,
п/и «Ц апки»

пространстве
10 Одежда Развивать умение
действовать быстро по
сигналу, упражнять в
беге наперегонки; в
динамическом
равновесии.
Загадка,
считалка,
п/и «Платок»,
и/и «Пронеси, не урони»
Бег наперегонки,
равн овесие
Платочек,
скамейки -2 шт.,
детские шапки (по
количеству играющих )
11 Обувь. Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость, чувство
спортивного
соперничества;
упражнять в ходьбе
мелким шагом с
остановкой на сигнал.
Загадка,
сговорки -жеребьевк и,
и/с «Бег в калошах»,
п/и «Быстро шагай!»
Бег,
ходьба семенящим,
приставным шагом
Калоши 2 пары
Декабрь

12 Зима Продолжать развивать
быстроту и ловкость в
беге с увертыванием;
упражнять в
сохранении равновесия
во время кружения.
Загадка,
считалка,
п/и «Дед Мороз»,
п/и «Метелица»
Бег с увертыванием,
равновесие
Шапка Деда Мороза
13 Зимующие
птицы
Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость, в разных
направлениях, с
увертыванием;
ориентировку в
пространстве.

Загадки,
считалки -жеребьевки,
п/и «Воробьи и вороны»,
п/и «Огородник и
воробей»
Бег,
бег с увертыванием
Маска воробья,
фуражка для огородника
14 Зимние забавы Развивать быстроту и
ловкость в беге с
Беседа,
сговорки -жеребьевки,
Метание,
бег
Белые листы писчей бумаги

Страница 11

11

увертыванием, метании
мячиков вдаль;
упражнять в
построении в две
шеренги; сохранять
стати ческое равновесие
и выдержку.
п/и «В снежки»,
п/и «Перебежки»
15 Новый год Развивать быстроту и
ловкость в беге с
увертыванием; учить
согласовывать ритм
движений с текстом.
Считалки ,
п.и .«Золотые ворота»,
п.и .«Шел козел по лесу»
Ходьба семенящим шагом,
прыжки на месте
Маска козла
Январь

16 Каникулы Развивать быстроту и
ловкость в ходьбе и
беге с увертыванием.
Загадка, считалки,
п.и. «Два Мороза»,
х.и .«Чурилки»
Бег с увертыванием,
ор иентировка в
пространстве
Маски двух морозов, повязка
на глаза, колокольчик
17 Домашние
животные
и птицы
Развивать координацию
движений в ползании
на четвереньках;
выносливость в
прыжках на одной ноге.
Загадки, считалки ,
и.-с. «Петушки»,
п.и . «Пастух и стадо»
Прыжки на одной ноге,
равновесие,
ползание на четвереньках
Шапка пастушка,
гимнастическая палка
18 Дикие
животные
Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость; гибкость в
ползании на
четвереньках.
д.и . «Назови дикое
животное»,
п.и. «Укротите ль диких
зверей»,
п.и. «Змея»
Бег,
ползание
Индивидуальные коврики
«Ягодка» на 1 меньше, чем
количество играющих,
маска змеи
19 Город.
Улица
Развивать быстроту и
ловкость в перебежках,
ведении мяча;
ориентировку в
пространстве.
Краткая беседа, считалки ,
п.и . «Теремки»,
п.и. «Большой мяч»
Перебежки, ведение
(перекатывание) мяча
Обручи (на 1 меньше, чем
игроков), мяч
Февраль
20 Транспорт Упражнять в легком
беге на носочках по
кругу, соблюдая
дистанцию.
Продолжать развивать
быстроту и ловкость в
Загадка, краткий рассказ,
п.и . «Карусели»,
п.и. «Тише едешь»
Легкий бег по кругу,
соблюдая дистанцию;
ходьба, равновесие
Парашют

Страница 12

12

ходьбе с остановкой на
сигнал.
21 Дом.
Мебель
Развивать быстроту и
ловкость в беге
наперегонки; силу,
выносливость в
перетягивани и
соперников.
Краткий рассказ, загадки,
сговорки -считалки,
п.и. «На стульчике»,
п.и. «Сковорода»
Бег на скорость,
равновесие
Стульчик или куб
22 Защитники
Отечества
Развивать быстроту и
ловкость в ходьбе по
гимнастической
скамейке, подлезании
под дугу, ползании по -
пластунски на животе,
метании мешочка в
мишень.
Сговорки -жеребьевки,
и.-с. «Богатырские
забавы»

Равновесие, лазание,
прыжки, метание, ползание
Мягкие модули (бревно,
горка, окно, надувной мяч с
ручками) по 2 шт., мешочки с
песком, корзины
23 Профессии.
Инструменты
Ра звивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость, влезании на
лестницу.
Краткий рассказ,
сговорки -жеребьевки,
д.и. «Угадай профессию»,
п.и. «Дедушка Мазай»,
и.-с. «Пожарные на
учении»
Бег, лазание Шапка Мазая, колокольчики
2 шт.
Март

24 Мамин
праздник.
Женские
профессии
Развивать, ловкость,
выдержку,
координацию
движений.
Упражнять детей в
ходьбе, беге; выполнять
согласованно движения
в соответствии с
текстом.
Д.и. « Угадай профессию»,
считалки,
п.и .«Ткачиха»,
п.и .«У Маланьи»
Бег, быстрая ходьба Платок
25 Посуда

Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость, в отбивании
мяча правой и левой
За гадка, сговорки -
жеребьевки,
и.-с. «Пронеси, не урони»,
п.и . «В кувшинчики»
Бег, быстрая ходьба,
владение мячом
Деревянные ложки 2 шт.,
пластиковые яйца по
количеству играющих, мяч

Страница 13

13

рукой поочередно.

26 Продукты
питания
Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость; силу и
выносливость в
перетягивании
гимнастической палки.
Загадки, сговорки -
жереб ьевки,
п.и . «Пирог»,
П.и . «Медом или
сахаром»
Бег, равновесие,
перетягивание каната,
ориентировка в
пространстве
Стул,
канат
27 Весна Развивать быстроту и
ловкость в беге с
увертыванием,
прыжках на двух ногах
боком через две линии.
Загадки, считалки, и гры -
жеребьевки,
п.и . «Солнышко»,
п.и . «Родничок»
Бег с увертыванием,
прыжки
Маска солнца
Апрель

28 Перелетные
птицы
Развивать быстроту и
ловкость в беге с
увертыванием,
прыжках со скамейки;
упражнять в ходьбе по
кругу парами, сохраняя
дистанцию между
парами.
Загадки, считалки,
п.и . «Ласточка и пчелы»,
х.и . «Журавль»
Лазание, бег,
Равновесие, ходьба
гимнастическим шагом
Маски ласточки, журавля
29 Свободная
тема
Развивать
внимательность,
ловкость .
Загадка, считалки,
п.и . «Домовой»,
п.и . «Мячик кверху»
Хороводный шаг, соблюдая
дистанцию между
играющими
Шапка для Домового,
мячик
30 Части суток.
Дни недели
Развивать быстроту и
ловкость в беге,
вынослив ость в
статическом
равновесии.
Со гласовывать ритм
ходьбы мелким шагом
с музыкальным
сопровождением.
Загадки, считалки,
п.и. «День и ночь»,
м.и . «Солнце и месяц»
Владение мячом,
равновесие
Мячи по количеству детей
31 Цветы.
Комнатные
Развивать быстроту,
выносливость и
Загадки, считалки,
п.и . «Крути -верти, роза»,
Прыжки, равновесие Скакалка, конус

Страница 14

14

растения ловкость в прыжках
через шнур.
п.и . «Садовник»
Май

32 День Победы Развивать силу,
выносливость,
быстроту и ловкость в
беге, перетягивании
соперников.
Сговорки -жеребьевки,
п.и . «Прорываты»,
и.с. «Перетягивание воза»
Легкий бег,
перетягивание соперн иков

33 Труд людей
в природе
Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость; гибкость в
подлезании под
сцепленные руки
играющих.
Краткая беседа, считалки,
п.и . «Дедушка Мазай»,
х.и . «В клубок»
Бег с разным темпом,
ходьба шеренгой,
равновесие
Шапка М азая,
клюка
34 Насекомые Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость; выносливость
в ползании на
четвереньках.
Загадки, считалки,
сговорки -жеребьевки,
п.и . «Пчелы»,
и.с . «Веселые
соревнования»
Лазание, бег,
ползание на четвереньках

35 Здравствуй ,
лето!
Развивать быстроту и
ловкость в беге на
скорость, с
увертыванием.
Краткая беседа, загадки,
считалки,
п.и . «Краски»,
п.и. «Море волнуется»
Бег с увертыванием,
ориентировка в
пространстве, равновесие


Страница 15

15


1.4 . Планируемые результаты
- демонстрируе т двигательные навыки и умения в основных видах движений
(ходьба, бег, прыжки, лазание , метание)
и психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др );
- в совместных подвижных играх проявляет нравственные качества: честность ,
правдивость, выдержка;
- знает и соблюдают правила русских народных подвижных игр, при выборе
сверстников на водящие роли используют считалки и при делении на команды –
жеребьевки;
- самостоятельно организовывает знакомые русские народные подвижные игры в
свободной деятельности (на прогулке, в групповом помещении), проявляют
творчество в двигательной деятельной деятельности (придумывают движения);
- дружелюбно общается, дейстует сообща в команде, соотнося свои действия с
действиями товарищей;
- имеет пр едставление о влиянии двигательной активности на своё здоровье.






























Страница 16

16

РАЗДЕЛ №2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧА Ю ЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

2.1. Календарный учебный график
Календарно -учебный график
Начало и ок ончание учебного периода по программе «В игры играем, старину вспоминаем»
определяется кале ндарным учебным графиком и соответствует нормам СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровл ения
детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного вр ача России от 28
сентября 2020 г. № 28. И СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды об итания», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 я нваря 2021 г. № 2.

КУГ определяет даты начала и окончания учебных периодов, количество учебных недель
или дней, режим работы и особенности работы в каникулярное время.

Календарный учебный график.




2.2. Условия реализации программы
Материально -техническое обеспечение
Занятия пр оводятся в физкультурном зале (площадь 62,8 кв.м .) и на спортивной площадке
детского сада (площадь 245 кв.м .). Общий фон физкультурного зала выполнен в оттенках спокойных
тонов, оформлен согласно требованиям ФГОС ДО к РППС оформления помещ ений ДОО:
вариати вность, безопасность, полифункциональность, трансформируемость, соде ржательная
насыщенность, доступность. Зал хорошо оснащен спортивным оборудованием и инвентарём и
соответствует требованиям СанПиН для ДОУ.

Таблица №4. Оснащение физкультурного зала для проведения игр
Тип оборудования Наименование Количество
Для ходьбы
Для бега
Скамейка гимнастическая 3
Для прыжков Обруч
Палки
Скакалки
20
20
20
Для прокатывания, отбивания,
забрасывания
Для метания
Мячи средние
Навесные мишени
Мешочки с песком

20
20
20
Для ползания
Лазания,
Подлезания
Узкие спортивные маты
Лестница гимнастическая
Обручи на подставке, шнур
Канат
2
3
3
1

№ Год обучения Объем уче бных
часов
Всего
учебных н едель
Количество
учебных дней
Режим
работы
1 Первый 875 (25 мин) 35 35 1 раз в
нед елю

Страница 17

17

Таблица № 5. Оснащение спортивной площадки для проведения игр
Тип оборудования Наименование Количество
Для ходьбы
Для бега
Бум гимнастический
Беговые дорожки с разметкой
2
Для прыжков ,
перепрыгивания
Разметка
Для прокатывания,
прокатывания,
отбивания, забрасывания
Для метания
Кольцо баскетбольное
Сетка волейбольная
Мишень горизонтальная,
верт икальная
Ворота футбольные
Мячи для спортивных игр и
метания
Дуги
Скамейки гимнастические
Гимнастический комплекс
«Юниор»
32
1
3

4
15

6
2
1

Для ползания, лазания,
подлез ания, перелезания
Лестница гимнастическая
Обручи на подставке
2
6


Кадровое обеспечение
Программу реализует инструк тор по физической культуре (педагог допо лнительного
образования), владеющий профессиональными компетенциями в области «Физическое развитие»,
имеющий практические навыки в сфере организации образовательной и воспитательной
деятельности детей дошкольного воз ра ста.
2.3. Формы контроля/аттестации
В соответствии со статьёй 58 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года выбраны следующие формы подведения итогов
реализации и отслеживание результативности дополни тельной образовательной пр ограммы:
Диагностика проводится два раза в год: первые две недели сентября, последние две недели мая
по разделам Программы с использованием диагностических карт:
- наблюдение за активностью ребенка на разных этапах занятия и вып олнением контрольных
нормативов , в свободной двигательно -игровой деятельности на пр огулке;
- оценка членов жюри, зрителей выступлений детей во время игр на развлечениях;
- анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожел аний о рабо те
образовательной деятельности;
- праздник русских народных подвижных игр (в конце учебного года с целью подведения итогов по
пройденному курсу программы).
Диагностический материал по программе оценивает успешность выполнения заданий по
разделам программы «В игры играем, старину вспоминаем». Данные о результатах диагностики
заносятся в диагностическую карту, которая позволяет выявить уровень освоения программы
каждым ребёнком и группой в целом по ра зделам программы.

Страница 18

18

2.4. Оценочные ма териалы
Таблица №6. Карта наблюдений

п/п
Разделы Формирование
начальных
представлений
о ЗОЖ
Физическая культура
Ф.И. ребенка Знаком с
основами
техники
безопасности и
правильного
поведения в
спортивном зале
Умеет
самостоятельно
организовать
знакомые
подвижные
игры,
проявляет
активное
творчество
Участвует в
играх с
элементами
соревнова -
ний и
эстафетах
Умеет лазать
по
гимнастичес -
кой стенке;
прыгать в
длину с
места,
разбега, в
высоту, через
скакалку
Умеет
ориентироваться
в пространстве;
перестраиваться
в колонну по
2,3,4; равняться
и размыкаться,
выполнять
повороты в
колонне
Умеет метать
предметы
правой и левой
руками в
вертикальную и
горизонтальную
цель; отбивать и
ловить мяч
Итоговый
показатель
по
каждому
ребенку

Баллы/
уровень
н/г
Итоговый
показатель
по
каждому
ребенку

Баллы/
уровень
к/г
н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г б ур б ур
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
н.г Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень:
к/г Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень:
Уровневые показатели: высокий уровень: 2,5 – 3 балла, средний уровень: 1,6 –2,4 балла, низкий уровень: 1 - 1,5 баллов
Всего детей: _______________________
Инструктор по ФК ___________ _______

Страница 19

19


2.5. Методические материалы
Программа « В игры играем, старину вспоминаем» составлена с опорой на
учеб ное пособие для студентов высших учебных заведений Э.Я. Степаненковой « Теория
и методика физического воспитания и развития ребёнка».
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6лет) и
направлена на развитие двигательных навыко в и качеств детей старшего дошкольного
во зраста через организацию подвижных игр.
Организованная образовательная деятельность (далее ООД) в рамках реализации
дополнительной программы «В игры играем, старину вспоминаем» создаёт
благоприятные условия для ра звертывания двигательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов
действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в
зависимости от неожиданно возникающих новых и гровых ситуаций.
Целесообразно использование подвижных русских народных игр не только на
первом обучающем этапе (в ООД), но и, главным образом, на завершающем этапе
обучения и совершенствования двигательных умений и навыков в самостоятельной
игровой деятел ьности.
Новизна программы «В игры играем, старину вспоминаем» состоит в том, что она
полностью построена на русских народных подвижных играх, с учетом возрастных
особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия (бег,
ходьба, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии), и комплексно -
тематического планирования образовательной деятельности, что соответствует
принципу интеграции образовательных областей.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами ,
определённым и Федеральным государственным образовательным стандартом
дошк ольного образования:
 самоценность детства как периода жизни значимого само по себе, без вс яких
условий;
 личностно -развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей;
 единство во спитательных, развивающих и обучающих задач;
 уважение личности ребёнка, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ребенка ситуации успеха;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 реализация Программы в форма х, специфических для детей данной возрастной
гру ппы и учётом социальной ситуации развития;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий,
требов аний, методов возрасту и особенностям развития), все игры подобраны с учетом
возраста и психофизических особенностей детей;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
ос обенностей каждого ребёнка, содержание игровой деятельности с учётом
предпочтений и интересов д етей ;
 последовательность и систематичность – переходить о т известного к
неи звестному, от простого к сложному, что обеспечивает последовательное накопление
и углубление пре дставлений и навыков, развитие познавательных интересов детей;
 научная обоснованность и практическое применение - содержание Программы
соответ ствует основным положениям возрастной психологии и дошкол ьной педагогики.
Взаимодействие педагога и воспитанников осуществляется на основе
педагогич еских технологий:

Страница 20

20

- здоровьесберегающие технологии;
- личностно -ориентированные технологии;
- игровые техн ологии;
- информационно -коммуникационные технологии.
Програм ма носит интегративный характер:
Физическое развитие.
Подвижные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей,
совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой ст епени
повторяемости в различных играх, воспитанию морально -волевых качеств личности;
умению самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные
варианты игр, комбинировать движения.
Социально -коммуникативное развитие.
Играя сообща, дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим правилам,
требованиям, что способствует произвольности поведения. Наличие правил и требование
их соблюдения, частая сменяемость водящих, ставят участников игры в положение
равноправных партнеров, что спосо бствует укреплению эмоциональных контактов
между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в
беду, от этого зависит достижение общего успеха.
Речевое развитие.
Обогащение словарного запаса, отработка ритмических и интонацио нных речевых
навыков за счёт обыгрывания эмоциональных состояний предлагаемых ролей.
Развиваются диалогическая и монологическая речь. Дети учатся самостоятельно
декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости. В играх использован
русский фоль клор для речевой и познавательной активности детей: загадки, пословицы,
поговорки, народные приметы.
Познавательное развитие.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об истории рус ского народа, его быте,
одежде, традициях. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;
движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно -
забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запомина ются
детьми и проговариваются в повседневной жизни. Это развивает память и речь.
Фольклор передается из уст в уста от поколения к поколению и никогда не стареет.
Художественно -эстетическое развитие. В русских народных подвижных играх
совершенствуется эстет ическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их
образность, развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности,
дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и
целостно.
Формы и методы обу чения
Учитывая особенности возраста детей, применяются различные формы организации
детей:
 Групповая - проведение подвижной игры со всеми детьми.
 Подгрупповая - проведение новой подвижной игры с подгруппой детей для
лучшего усвоения правил.
 Формы занятий: теоретические и практические.
Для поставленных целей и реализации задач используются разнообразные методы
обучения.
 Словесные. Изложение материала, знакомство с правилами, инструкции,
совместное обсуждение результатов игры.
 Наглядные . Показ способов выпол нения движений согласно роли в игре.
 Практические . Выполнение движений по показу взрослого (по необходимости).

Страница 21

21

 Репродуктивные. Воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные
способы движений в играх.
 Частично -поисковые. Дети участвуют в коллектив ном решении поставленной
задачи.
 Игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
 Методы стимулирования и мотивации.
 Методы контроля и самоконтроля.
Для реализации программы были созданы следующие материалы:
- загадки (Приложение № 1);
- сговорки – же ребьёвки (Приложение № 2);
- считалки (Приложение №3);
- картотека русских народных подвижных игр (Приложение №4);
- презентация «Моя Родина – Россия» (Приложение №5);
- аудиозаписи русских народных мелодий (Приложение №6);
- конспект развлечения «Праздник русских народных игр» (Приложение №7).



















Страница 22

22


«СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гришков В.И. Детские подвижные игры [Текст] / В.И. Гришков -
Новосибирск, 1992. - 93с.
2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. [Текст] : пособие дл я
воспитателя детского сада . / А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение,
1988. - 239с.
3. Новицкая М.Ю . Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский
детский игровой фольклор: книга для учителя и учащихся . [Текст] / М.Ю. Новицк ая,
Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. -211с.
4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду .[Текст] / Т.И.
Осокина. -– М.: Просвещение, 1986. -304с.
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: практическое пособие [Текст] / М.Ф. Литвинова – М.:
Айрис -пресс, 2003. -192с.
6. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно -методическое пособие. [Текст] / О.Л. Князева - СПБ.: Детство -
Пресс, 2004. -304с.
7. Науменко Г. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы.
[Текст] / Г. Науменко. – М.: Детская литература, 1980. -63с.
8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры:
методическое пособие. [Текст] / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий – М.: Изд -во НЦ
ЭНАС, 2005. -150с.
9. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.
[Текст] / Д.В. Хухлаева - М.: Просвещение, 1984 г. -207с.
Электронные образовательные ресурсы:
 https://nsportal.ru/detskiy -sad/fizkultura/2019/02/10/russkie -narodnye -podvizhnye -igry
 https://infourok.ru/proekt -russkie -podvizhnie -igri -v-fizicheskoy -kulture -dou -2861181.html
 https://www.maam.ru/detskijsad/programa -dopolnitelnogo -obrazovanija -dlja -detei -
doshkolnogo -vozrasta -ruskie -narodnye -podvizhnye -igry.html
 https://multiur ok.ru/files/avtorskaia -razrabotka -ispol -zovaniie -narodnykh -pod.html
 https://ped -kopilka.ru/
https://kladraz.ru/blogs/natalja -nikolaevna -tyurina/kartoteka -narodnyh -igr.html