cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 174 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
Детского сада №174 ОАО «РЖД»
Протокол №1 от « 31 » августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Детским садом
№174 ОАО «РЖД»
____________/Е.В. Михалькова/
Приказ №224 от « 31 » августа 2022 г.


















Нов окузнецкий городской округ, 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛ ОВЕЧКА… »

Возраст учащихся : 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчики :
Иванова Юлия Владимировна
Тверитнева Елена Геннадьевна,
учителя -логопед ы высшей
квалификационной категории

Страница 2

2


СОДЕРЖАНИЕ
Разде л № 1 Комплекс основных характеристик образования:объем, содержание,
планируемые результаты:
1.1. Пояснительная записка………………………………………..…… ………………………….3
1.2. Цель и задачи прогрммы ……………………………………………………………………….5
1.3. Содержание програ ммы…………………………………… …..… …………………………... .6
1.4 . Планируемые результаты …………………………………….…… ………………...………16
Раздел №2 Комплекс организационно -педагогических условий , включающий формы
аттестации:
2.1. Календарный учебный гр афик………………………………….... ........................................ .17
2.2. Условия реализации программы………………………………… …………………………. 29
2.3. Формы контроля, аттестации …………………… ……… …………………………………...30
2.4. Оценочные материалы………………………………………… ………………………… .…. 31
2.5. Методические материалы…………………………………… ……………………………... ..34
2.6. Список испо льзуемых источн иков………………… …………… …………………………. .37
Приложение














Страница 3

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ,
СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно -правовое обеспечение разработки и утверждения доп олнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Раз словечко, два словечка… » (далее -
Программа ):
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федер а-
ции».
2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Национальн ый проект «Образов а-
ние» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07 декабря 2018 г. № 3) .
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678 -р «Об утверждении Конце п-
ци и развития дополнительного образования детей до 2030 года ».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федер а-
ции от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоро в-
ления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) бе звредности для человека
факторов среды обитания».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08 .2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образов а-
тельную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнител ьным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по до-
полнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».
9. Письмо Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от
02.07.2019 г. № 2028 .
10. Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительны х
общеобразовательных общеразвивающих программ ах Детского сад а № 174 ОАО «РЖД» .
Направленность дополнительной общеобразовательной обще развивающей програ м-
мы «Раз словечко, два словечка…» – социально -гуманитарная.
Уровень освоения содержания программы - про грамма стартового уровня освоения
содержания , разработанная на 1 учебный год для детей среднего дошкольного возраста (4-5
лет ).
Актуальность Программы – Программа ориентирована на развитие ребёнка в общ е-
нии с другими людьми и предусматривает комплексный по дход к речевому развитию детей в
специфичес ких видах детской деятельности. Н а одном з анятии решаются взаимосвязанные
речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические, а на их основе и развитие
связной р ечи.
Новизна данной Программы заключается в том, что разработанный авторами цикл
комплексных игровых тематических занятий направлен не только на развитие речевых и ум-
ствен ных, но и художественно -творческих способностей детей в соответствии с целями и

Страница 4

4

задачами, обеспечиваю щими развитие и воспитание личностных качеств детей 4-5 лет. Пр и-
менение игровых технологий, использования специфических видов деятельности для детей
дошкольного возраста и лексического материала в соответствии с интер есами как мальчиков,
так и девочек по реализации Программы обеспе чивает коммуникативную и п ознавательную
включенность детей в образовательный процесс, и как итог - дост ижение ими планируемых
результатов освоения Программы.
Педагогическая целесообразность - деятельность организуется в форме игровых ин-
тегрированных зан ятий, объединенных лекс ической темой и состоящих из организационно -
мотивационной, деятельностной и заключительной частей. В Программу введены постоя н-
ные игровые персонажи: любознательный , добрый и весёлый гномик Вася и его друзья, ко-
торые сопровождают дошк олят на каждом игровом занятии . В образовательный процесс по
реализации Программы включены современные образовательные технологии и методики,
предполагающие деятельностный подход к созданию усло вий для развития коммуникати в-
ных навыков, самостоятельности, нравственных качеств т.е. способствует развитию личн о-
сти ребёнка и решает актуальные задачи современного дошкольного обр азования .
Про грамма отвечает на запросы и образовательные потребности родителей воспита н-
ников , способствует соз данию рав ных усло вий для развития речи каждого ребенка, обесп е-
чивает самореализацию возможностей , социализацию и успешную коммуникацию со све р-
стниками и взрослыми .
Адресат программы : дети среднего дошкольного возраст а (4-5 лет). На полняемость
группы – 10 -12 человек.
Прием в детско е объединение осуществляе тся без отбора, по за явлению родителей
(законных п редставителей) воспитанников . Комплектование групп для занятий по Пр о-
грамме проводится на основании заключения договора с родителем (законным представит е-
лем).
Объём и срок освоения программы : Программа рассчитана на 1 год обучения , общий
объем часов по программе – 64 часа .
Год разработки : 2021 г.
Год корректировки: 2022 г.
Формы обучения и формы организации обучения
Основной формой организации обучения в группе является очное занятие . В неделю
проводятся 2 занятия , в соответствии с календарно -тематическим планом занятий . Продо л-
жительность одного занятия – 20 минут в соответствии с возрастными особенност ями детей
среднего дошкольного возраста . Все занятия имеют общую гибкую структуру, один вид де я-
тельности сменяется другим, что позволяет предотвра тить переутомление дете й и удержать
их внимание и интерес В структуре каждого занятия предусмотрена динамическая пауза, в
содержание которой входят игровые упражнения и используются современные здоровьесб е-
регающие технологии : физкультминутка (динамическая пауза), гимнастика для глаз или
пальчиковая ги мнастика.
Структура игрового занятия :
1) о рганизационн о-мотивационн ая часть (приветствие, сюрпризный момент, вход в игровую
ситуацию , п роблемная с итуация) – 2-3 минуты;
2) д еятельностная часть – 14 -16 минут:
- игровые задания и упражнения по основным направлениям речевого развития (фонемат и-
ческий слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь);
- дин амическая пауза ;
- игровые задания и упра жнения на развитие мелкой моторики и высших психических фун к-
ций (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) ;

Страница 5

5

3) заключительная часть (подведение итогов, закрепление положительных эм оций от работы
на занятии, обратная связь, ритуал прощания) – 2-3 минуты.


1.2 . Цель и задачи программы

Цель программы – профилактика нарушений развития речи детей 4-5 лет, как соста в-
ляющая развития коммуникативной, социально -успешной личности посредством примен е-
ния игровых технологий.
Основные направления Программы:
- развитие речевого дыхания и интонационной стороны речи ;
- развитие фонематического слуха и восприятия ;
- развитие звукопроизносительной стороны речи;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной реч и;
- развитие мелкой моторики и формирование графо -моторных навыков;
- развитие высших психических функций ( ВПФ);
- воспитание положительного вхождения воспитанников в систему социальных отн о-
шений посредством установления взаимодействия друг с другом путем нал аживания комм у-
никативных отношений.
-
Основные задачи
 Предметные :
1) звуковая культура речи :
- дать представление о речевых звуках , способствовать различению на слух гласных и со-
глас ных звуков , слов, начинающихся на определённый звук ;
- совершенс твов ать интонационную выразител ьность речи ( сила голоса, темп речи );
- развивать мышцы органов речи у детей (язык, челюсти, губы) посредством выполнения ар-
тикуляционной речевой гимнастики;
2) грамматический строй речи:
- продолжать формировать умение согласо вывать слова в предложении, правильно и с-
пользовать простые предлоги;
3) словарь : пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближа й-
шем окружении;
4) связная речь:
- развивать диалогическую речь;
- поощрять желание связно и последовате льно пересказыва ть и рассказывать с опорой на
графич еский план или образец педагога.
2. Метапредметные :
- развивать речевую активность , коммуникативные навыки;
- побуждать использовать в в общении с окружающими формы вежливого обращения;
- развивать у дете й мелкую моторику , посре дством пальчиковой гимн астики, самомассаж а
кистей рук и т.д. ;
- отрабатывать навыки: рисовать линии (прямые вертикальные, прямые горизонтальные, о к-
руглые), выполнять штриховку;
- развивать психические процессы : память, внимание, вос приятие, воображение, мышление.
3. Личностные :

Страница 6

6

- обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат, положительное вхождение восп и-
танников в систему социальных отношений посредствам установления взаимоде йствия друг
с другом путем коммуникативных отношений для самореализа ции, утверждения и успешн о-
сти ребенка;
- способствовать развитию личностного роста ребенка через приобщение к традицио нным
це нностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к м алышам и
пожилым людям, стремление следов ать положительному примеру;
- поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности,
целеустремлённости каждого ребенка.


1.3. Содержание программ
Учебно -тематический план
Раздел
программы Тема
Количество часов
Общее
колич е-
ство
часов
Теория Пра ктика

«Звуки вокруг нас»

«Знакомоство ребят и гномиков из Страны пр а-
вильной речи» (входной мониторинг)
9 (180
мин.)
1
Вводное занятие «Наш веселый язычок» ( Орг а-
ны артикуляции )
1
«Как устроен человек? » 0,5 0,5
«Звуки вок руг нас» 0,5 0,5
«Во саду ли в огороде » 0,2 0,8
«Федорино горе» 0,2 0,8
«Магазин посуды» 0,2 0,8
«Дом , в котором я живу » 0,5 0,5
«Мой любимый - Новокузнецк» 0,5 0,5

«Кем быть?»

«Наш любимый детский сад »
8 (160
мин. )
0,5 0,5
«Кем бы ть?» 0,5 0,5
«Все работы хороши » 0,2 0,8
«Мы не скажем, а покажем» 0,5 0,5
«Костюмчик для гном а» 0,2 0,8
«Мы идем гулять» 0,2 0,8
«Сапоги -скороходы » 0,2 0,8
«Помоги малышу» 0,5 0,5

«Зимушка Зима»
«Зимушка -зима»
8 (160
мин. )
0,5 0,5
«Приключения гномика и звука И» 0,5 0,5
«Зимующие птицы » 0,2 0,8
«Кормушка для птиц» 0,5 0,5
«Гостья з има» 0,2 0,8
«Портрет зимушки » 0,2 0,8
«Здравствуй Новый год. Зимние забавы» 0,2 0,8
«Новогодний карнавал» 0,2 0,8
«Л
ю- би- мые


пи-
то
м-
цы»
«Птичий двор» 6 (120
мин.)
0,2 0,8
«Новая песня язычка» 0,2 0,8
«Кто живёт н а скотном дворе» 0,2 0,8

Страница 7

7

«Чей малыш потерялся » 0,2 0,8
«Поможем пастуху» 0,5 0,5
«Собери семейку» 0,5 0,5
«Лесные жители»
«Звукоугадалки »
8 (160
мин.)
0,5 0,5
«Прогулка в лес» 0,2 0,8
«Эмма и эхо» 0,5 0,5
«С обери семейк у -дик ие животные » 0,2 0,8
«Магазин мебели» 0,2 0,8
«Наша Армия» 0,5 0,5
«Гномики играю в куклы » 0,2 0,8
«Веселые песенки гномиков » 0,5 0,5

«Магазин

игр
ушек»


«Мамочка любимая моя»
8 (160
мин.)
0,2 0,8
«В гостях у сказки» 0,2 0,8
«Магазин игрушек» 0,2 0,8
«Подари игрушку гному » 0,2 0,8
«Танины игрушки» 0,2 0,8
«Гном играет» 0,2 0,8
«Весна красна» 0,2 0,8
«Песенка капели» 0,2 0,8

«Едет, плавает,
летит»


«Приключение гномика Ника»
7 (14 0
мин.)
0,5 0,5
«Здравствуйте, птички» 0,2 0,8
«Путешествие Ника» 0,5 0,5
«Мы едем, едем, едем» 0,2 0,8
«Друзья Ник и Мик » 0,5 0,5
«Мы путешественники» 0,2 0,8
«Прогулка гномика Тома в парке» 0,2 0,8
«На лугу, в саду,

в
лесу»


«Зелёные великаны»
9 (18 0
мин.)
0,2 0,8
«В гостях у гномика Пика » 0,5 0,5
«Великий День Победы» 0,5 0,5
«В царстве цветов» 0,2 0,8
«В гостях у насекомых» 0,2 0,8
«В гостях у гномиков » 0,5 0,5
«Встреча друзей» 0,5 0,5
«На пороге лета» 0,2 0,8
«Гномики отдыхают» 0,5 0,5
«До свидвния, гномики» (итоговый монит оринг) 1
Итого 64






Страница 8

8

Содержание учебно -тематического плана
Раздел Темы занятий Теория Практика
1. «Звуки вок
руг нас»

«Знакомоство ребят и гн о-
миков из Страны правил ь-
ной речи» (входной мон и-
торинг)
Вводное занятие «Наш в е-
селый язычок» (Органы
арт икуляции)
«Как устроен чел овек?»
«Звуки вокруг нас»
«Во саду ли в ог ороде »
«Федорино горе»
«Магазин посуды»
«Дом, в котором я ж иву »
«Мой любимый - Новоку з-
нецк»

 Логопедический кабинет.
Правила поведения
в к абинете.
 Органы артикуляции.
Строение человека. Звуки
речевые и н еречевые.
 Столовый этикет.
 Безопасность дома и на
улице.


Игры: «Жмурки с клолко льчиком», «Посмотри и назови», «Что в саду,
что в огороде», «Четвертый лишний», «Назови ласково» , «Помоги Буратино»,
«Скажи наоборот», «Хлопни как я», «Помоги Незнайке», «Чудесный меш о-
чек», «Д ушистые овощи и фрукты».
Выполнение заданий: «Дорисуй фрукты», «Собери картинку», «Ра с-
крась картинку», конструирование из счетных п алочек.
Выполнение упражнений:
- упражнения с Су -Джоком ;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гимнастика: «В етерок» , «Листок», «Гор ячий чай»;
- упражнен ия на к оординацию речи с движением: «Жмурки с колокольчиком» ,
«Мы шли, шли…», «Ча йник»;
- пальчиковая гимнастика: «Гости» , «Мы делили апельсин», «Овощи», «Раз,
два,три,четыре, мы посуду пер емыли».








Страница 9

9

Раздел Темы занятий Теория Практика
3. «Зимушка
-зима»

«Зимушка -зима»
«Приключения гномика и звука И»
«Зимующие птицы »
«Кормушка для птиц»
«Гостья зима»
«Портрет зимушки»
«Здравствуй Новый год. Зимние забавы»
«Новогодний карнавал»


 Познакомить с последов а-
тельностью времен года.
 Знакомство с зим ующими
птицами и их частями тела.
 Дать понятие о празднике
Новый год и зимних заб а-
вах.
Игр ы: «Где были не ск ажем, что делали покажем», «Че т-
вертый лишний», «Назови ласково» , «Помоги Буратино»,
«Скажи наоборот», «Хлопни как я», «Помоги Незнайке», «Ч у-
десный мешочек», «На прогулку», «Вспомни и назови» , «Вь ю-
га», «День -ночь», «Измени свой голосок», «Подбери картинку»,
«Произнеси звук, когда увидешь символ ».
Выполнение заданий: «Дорисуй зайчат », «Собери ка р-
тинку», «Раскрась гномиков », «Обведи снеговиков», «Нарису ем
зиму », конструирование из счетных палочек елочки .
Выполнение упражнений:
- упражнения «Отгадай -ка», «Тихо -громко», «Назови первый
звук», «Хлопни, когда усл ышешь», «Части тела», «Расскажи по
плану», «Подскажи словеч ко»;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гимнастика: «Ветерок », «Снежинки», «Под уй на
снежные комочки», «Вьюга»;
- упражнения на к оординацию речи с движением: « Не боимся
мы м етели », «Хлопни -топни», « Новый год »;
- пальчиковая гимнастика: « 1,2,3,4,5 - мы во дво р пошли г у-
лять », « 1, 2, 3, 4 мы с тобой снежок лепили », «Новогодние и г-
рушки».







Страница 10

10

Раздел Темы занятий Теория Практика
4. «Любимые питомцы»

«Птичий двор»
«Новая песня язычка»
«Кто живёт на скотном дворе»
«Чей малыш потерялся»
«Поможем пастуху»
«Собери семейку»

 Знакомство с домашними
птицами и животными и их
частями тела.Познакомить
с тем, какую пользу прин о-
сят.
 Уход за животными и
птицами.
Игры : «Птичий двор », «Четвертый лишний», «Назови
ласково» , «Помоги Буратино», «Скажи наоборот», «Хлопни как
я», «Кто убежал », «Чудесный мешочек», «На прогулку»,
«Вспомни и назови» , «Кто как кричит», «Кто у кого», «Кого не
стало», « Произнеси звук, когда увидешь символ ».
Выполнение заданий: «Дорисуй воздушные шарики »,
«Собери картинку», «Раскрась картинку», конструирование из
счетных палочек.
Выполнение упражнений:
- упражнения с «Гонзиками»;
- упражнение «Кому какая еда», «Тихо -громко», «Назови пе р-
вый звук»;
- упражн ения с Су -Джоком ;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гим настика: «Птичьи голоса », «Чей голосок?»;
- упражнения на к оординацию речи с движением: « Волк и г у-
си », «Хлопни -топни», «Пропой звук» , «Кто по лесу идет»;
- пальчиковая гимнастика: « Птицы -пальчики », « Встреча »,
«Изобрази животного ».








Страница 11

11

Раздел Темы за нятий Теория Практика
5.
«Лесные жит
ели»

«Звукоугадалки»
«Прогулка в лес»
«Эмма и эхо»
«С обери семейк у -дик ие животные »
«Магазин мебели»
«Наша Армия»
«Гномики играю в куклы»
«Веселые песенки гномиков»

 Знакомство с дикими
животными, их детеныш а-
ми и и х частями тела.
 Закрепля ть обобща ю-
щее понятие о предметах
меб ели и их частей.
 Формировать пре д-
ств ление о Российской а р-
мии и военных профессиях.
Игры : «Кто живет в лесу », «Четвертый лишний», «Назови
ласково» , «Найди детеныша », «Скажи наоборот», «Хлопни как
я», «Кто убежал », «Чудесный мешочек», «Магазин », «Вспомни и
назови» , «Кто как кричит», «Кого не стало», « Произнеси звук, к о-
гда увидешь символ », «Угадай имя» , «Азбука Морзе», «Один -
много», «Перескажи рассказ» .
Выполнение заданий: «Дорисуй воздуш ные шарики », «С о-
бери картинку», «Раскрась картинку», кон струирование из сче т-
ных палочек предметов мебели и танка.
Выполнение упражнений:
- упражнения с «Гонзиками»;
- упражнение «Громко -потише -тихо », «Назови первый звук»;
- упражнения с Су -Джоком ;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гимнастика: « Песенка звука »;
- упражнения на к оординацию речи с движением: « Мебель », « Я
отважный капитан », «Кто по л есу идет»;
- пальчиковая гимнастика: « Это зайчик », «Вот это стульчик»,
«Становитесь дружно в ряд ».





Страница 12

12

Раздел Темы занятий Теория Практика
6.
«Магазин игрушек»

«Мамочка любимая моя»
«В гостях у сказки»
«Магазин игрушек»
«Подари игрушку гному»
«Танины игрушки»
«Гном играет»
«Весна красна»
«Песенка капели»

 Расширить знани я детей о
женском празднике. Уто ч-
нить и расширить знания о
весне. Знакомство с кул ь-
турными традициями ру с-
ского народа.
Игр ы: «Расскажи какой», «Угадай сказку и ее героев »,
«Четвертый лишний», «Назови ласково» , «Где звук ?», «Скажи
наоборот», «Хлоп ни , как я», «Какой игрушки нет ?», «Звенит
капель», «Магазин », «Вспомни и назови» , «Четвертый ли ш-
ний», «Мой -моя», « Произнеси звук, когда увидешь символ »,
«Угадай имя», «Азбука Морзе», «Один -много», «Перескажи
рассказ» .
Выполнение заданий: «Дорисуй игрушку », «Раскрась
мячи» «Собери картинку», «Помоги ежику», «Дождик», «Ра с-
крась картинку», кон струирование из счетных палочек со л-
нышка для мамы.
Выполнение упражнений:
- упражнения с «Гонзиками»;
упражнение «За окно посмот ри, что увидешь расс кажи », «Н а-
зо ви пер вый звук»;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гимнастика: «Нос -рот » (по схемам);
- упражнения на к оординацию речи с движением: « Стирка »,
«Самолет», «Бурати но», «Солнышко пригрело»;
- пальчиковая гимнастика: « Игрушки », «Ё жик».





Страница 13

13

Раздел Темы занятий Теория Практика
7. «Едет, плавает. летит»

«Приключение гномика Ника»
«Здравствуйте, птички»
«Путешествие Ника»
«Мы едем, едем, едем»
«Друзья Ник и Мик »
«Мы путешественники»
«Прогулка гномика Тома в парке»

 Расширить зна ния детей о
перелетных птицах. Уто ч-
нить и расширить знания о
транспорте и его видах.
Познакомить с частями д е-
рева и его ценности в пр и-
роде
Игр ы: «Где летает попугай», «Чьи плоды », «На зови ла с-
ко во» , «Чего не стало », «Скажи наоборот», «Хлопни как я»,
«Помоги Незнайке», «Чудесный м ешочек», «Мы едем, едем,
едем… », «Вс помни и назови», «Путешествие ракеты», «Таня и
деревья ».
Выполнение заданий: «Дорисуй дорожку», «Собери ка р-
тинку», «Рас крась картинку», «Собери машину », конструир о-
вание из счетных палочек ракеты, дерева. Быложи букву.
Выполнение упражнений:
- упражнения с СУ -Дж оком;
- упражнения с «Гонзиками», упражнение «Поможем водит е-
лю», «Игра -путешествие », «Назови пер вый звук»;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гимнастика: « Нос -рот » (по схемам), «Паровоз»;
- упражнения на к оординацию речи с движением: « День -ночь »,
«Самолет», «Куклы», « На дереве птички », «Руки подняли и п о-
кач али…»;
- пальчиковая гимнастика: « Птичка », «Транспорт» .





Страница 14

14

Раздел Темы занятий Теория Практика
8. «На лугу, в саду, в лесу»

«Зелёные великаны»
«В гостях у гномика Пика»
«Великий День Победы»
«В царстве цветов»
«В гостях у насекомых»
«В гостях у гномиков »
«Встреча друзей»
«На пороге лета»
«Гномики отдыхают»
«До свидвния, гномики» (итоговый мон и-
торинг)
 Расширять и обогащать
представления детей о
ВОВ. Уточнить и расш и-
рить знания о цветах и н а-
секомых. Познакомить д е-
тей с призна ками лета на
примере сравнения с др у-
гими времен ами года.
Игр ы: «Объясни слово», «Что делают? Что делает? », «Н а-
зови ласково» , «По дарки паровозику », «Скажи наоборот»,
«Хлопни, как я», «Оса и комар », «Чудесный мешочек», «На п о-
лянке », «Вс помни и назови», «Покажи и назови», «Цветы на
полянке», «Бывает, не бывает».
Выполнение заданий: «Дорисуй дождик », «Собери ка р-
тинку», «Собери цветок», «Посмотри и повтори », кон струир о-
вание из счетных палочек танка и звезды.
Выполнение упражнений:
- упражнения с Су -Дж оком;
- упражнения с «Гонзикам и»;
- упражнение «Бабочка и цветок », «Тихо -громко», «Назови пе р-
вый звук»;
- артикуляционная гимнастика для мышц лица, губ, яз ыка;
- дыхательная гимнастика: «Нос -рот » (по схемам), «Пар о-
воз ,пароход, самолет », «Бабочка»;
- упражнения на к оординацию речи с движением: « Как солд а-
ты », « Одуванчик », « Кузнечики », « Солнышко и дождик »;
- пальчиковая гимнастика: « Птичка », «Жук ».

Страница 15

15

1.4 . Планируемые результаты
План ируемые результаты освоения П рограммы :
- регулирует силу и высоту голоса, темп речи , речевое дыхание;
- имеет представление о речевых звуках, раз личает на слух гласные и согласны е зву ки ,
подбирает слова на определё нный звук;
- четко выполняет основные движения языком и губами в процессе выполнения артикуляц и-
он ной гимнасти ки ;
- проявляет умение грамматически правильно закончить фразы, начатые педагогом, пр а-
вильно подбирает слова по смыслу;
- согласовывает слова в п редложении (род, число, падеж) , правильно использ ует простые
предлоги;
- владеет простыми навыками словообразования и словоизменения ;
- называет части предметов, пространственное расположения от себя, называет обобща ю-
щие слова в с амостоятельной речи ;
- св язно и последовательно пересказыва ет и рассказывает с опорой на графический план или
образец педагога ;
- участвует в беседе с окружающими, понятно отвечает на вопросы и задает их;
- при выполнении пальчиковой гимнастики хорошо сжима ет и разжима ет пальцы рук в ку-
лак, соединяе т пальцы между собой и попарно, выполняе т самомассаж кистей рук, справл я-
ется с заданиями со счётными палочками, играе т с «гонзиками» ;
- уверенно держит карандаш, проводит линии (прямые вертикальные, прямые горизонтал ь-
ные, о круглые), в ыполняет штриховку ;
- проявляет сохраняет интерес к выполнению заданий на занятии;
- проявляет речевую активность со сверстниками и взрослы ми, самостоятельно или с н е-
большой помощью взрослого решает ситуации проблемного характера пу тем коммуник а-
тивного общ ения;
- использует в речи соответствующие формы вежливого обращения, принятые в обществе,
стремиться следовать положительному прим еру ;
- проявляет инициативу, любознательность, отзывчивость, самостоятельность, настойч и-
вость .
Своеобразными показателями эффе ктивности проводимых мероприятий могут сл у-
жить: отзывы родителей о повышении интереса воспитанников к речевой активности, инт е-
ресу к словам и речевым оборотам; о выступлениях на открытых мероприятиях группы и
детского сада ; активность и заинтересованность в коммуникации со сверстниками и взро с-
лыми о событиях происходящих в детском саду, семье, посещениях интересных мест (пут е-
шествие, цирк, кин отеатр и др.) .








Страница 16

16

РАЗДЕЛ №2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график
Начало и окончание учебного периода по Программе - с 01.1022 по 31.05.23. опред е-
ляется календарным учебным графиком и соответствует нормам с Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09 .2020 г. № 28 «Об у т-
верждении санитарных правил СП 2.4. 3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требов ания
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28
января 2021 г. № 2. «Гигиенические нормативы и требования СП 1.2 . 3685 -21. к обеспеч е-
нию бе зопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Календарный учебный график
№/п Год
обучения
Объем
учебных
часов
Всего
учебных недель
Количество
учебных дней
Режим
работы ДОУ
1 1 1280 32 64 12 -ти часовое
пребывание,
кроме выхо д-
ных и праз д-
ничных дней
(7.00 до 19.00)

Продолжительность учебного года:
- начало учебного года – с 4 недели сентября, окончание учебного года – 31 мая ;
- каникулы : зимние каникулы – первая декада января, летние каникулы – с 01 и юня по 31
авг уста .












Страница 17

17

Кален дарно -тематический план занятий

ме-
сяц

зан я-
тия
Тема зан я-
тия

Программное содержание
Октябрь

1
«Знакомос т-
во ребят и
гномиков из
Страны пр а-
вильной р е-
чи»
Входной монит оринг
2
Вводное з а-
нятие «Наш
веселый
язычок»
(Ор ганы а р-
тикуляции)
1. Закрепить понятие, что логопед — это профессия.
2. Познакомить детей с логопедическим кабинетом, с понят ием
«логопедическое занятие» и правилами поведения на зан ятии.
3. Познакомить с органами артикуляции.
4. Развивать слуховое внимани е, память, артикуляторную м о-
торику и мелкую моторику кистей рук.
3 «Как устр о-
ен человек?»
1. Активизировать артикуляторную моторику.
2. Учить строить фразу из 2 — 4 слов.
3.Учить правильно использовать уменьшительно -ласкательную
форму имен существительны х.
4. Учить подбирать слова -антонимы.
5. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве
относительно своего тела.
6. Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику
кистей рук, просодическую сторону речи.
4 «Звуки во-
круг нас»
1. Закре пить умение строиться в ряд и определять начало и к о-
нец ряда.
2. Продолжать учить составлять предложения из 2 -х слов по
совершаемому действию.
3. Развивать слуховое внимание, память, артикуляторную м о-
торику и мелкую моторику кистей рук.
4. Развивать физиол огическое дыхание (вдох носом, не подн и-
мая плеч, выдох ртом, не надувая щек).
5. Развивать умение воспроизводить простой ритм.
5 «Во саду ли
в огороде »
1. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;
2. Учить дифференцировать овощи и фрукты;
3. Учить строить фразу из 2 — 5 слов;
4. Развивать артикуляторную моторику;
5. Развивать внимание, память, наглядно -действенное и н а-
глядно -образное мышление, общую моторику и мелкую мот о-
рику кистей рук.
6 «Федорино
горе»
1. Учить различать и использовать в речи еди нственное и мн о-
жественное число имен существительных;
2. Формировать умение пр авильно употреблять предлоги «на»,
«с »;
3. Закрепить обобщающее понятие «овощи»;

Страница 18

18

4. Учить составлять предложения по совершенному действию
и картинно -графической схеме;
5. Развива ть артикуляторную и мелкую моторику;
6. Развивать речевое дыхание, внимание, память, мышление.

7 «Магазин
посуды»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме;
2. Формировать обобщающее понятие «посуда»;
3. Учить строить фразы с дополнениями, выраженными им е-
нам и существительными единственного числа в творительном
падеже без предлога, в ро дительном падеже с предлогом «из »,
в п редложном падеже с предлогами «в», «на »;
4. Развивать связную речь;
5. Развивать артикуляторную и мелкую моторику, речевое д ы-
хание и силу голо са;
6. Развивать внимание, память, мышление.
8
«Дом, в к о-
тором я ж и-
ву »
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Учить употреблять имена существительные множестве нного
числа в родительном падеже.
3. Учить ориентироваться в пространстве.
4. Учить строить сложноподчиненные предложения цели.
5. Учить подбирать слова -антонимы.
6. Развивать внимание, память, просодику, артикуляционную,
общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
9
«Мой л ю-
бимый - Но-
вокузнецк»
1. Учить правильно произносить звук «У».
2.учить выделять звук У из начала слова.
3. Учить владеть своим голосом.
4. Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологич е-
ское и речевое дыхание, артикуляторную моторику и мелкую
мот орику кистей рук.
5. Закрепить умение подбирать слова -антонимы.
Но
ябрь

10
«Наш л ю-
бимый де т-
ский сад »
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать понятие о профессиях.
3. Учить строить простую фразу из 2 — 4 слов.
4. Развивать слуховое внимание, память, артикуляторную м о-
торику и мелкую моторику кистей рук.
5. Развивать физиологическое дыхание (вдох носом, не подн и-
мая плеч, выдох ртом, не надувая щек).
6. Развивать умение воспроизводить простой ритм.
7. Воспитывать уважение к труду взрослых.
11 «Кем быть?»
1. Учить правильно произносить звук «А».
2. Учить владеть своим голосом.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикулято рную
моторику и мелкую моторику кистей рук.
4. Закрепить словарь детей по теме «Профессии детского с а-
да».
12 «Все работы
хороши »
1. Познакомить детей с профессиями врача, пова ра, прода вца,
шофера.
2. Повторить профессии людей, работающих в группе.

Страница 19

19

3. Формировать обобщающее понятие «профессия».
4. Продолжать формировать умение использовать в речи пр о-
стые распространенные и сложно -подчиненные предл ожения.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышл е-
ние, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.
6. Воспитывать уважение к труду людей.
13
«Мы не
скажем, а
покажем»
1. Учить правильно произносить звук «А».
2. Учить выделять звук А из начала слова.
3. Учить владеть своим голосом
4. Развивать речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч,
выдох ртом).
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикулято рную
моторику и мелкую моторику кистей рук.
6. Закрепить словарь детей по теме «Профессии».
14 «Костюмч ик
для гном а»
1. Закреп ить обобщающее понятие «одежда».
2. Учить использовать уменьшительно -лас кательную форму
существительных.
3. Акт ивизировать фразовую речь детей.
4. Развивать ар тикуляционную и мелкую моторику.
5. Развивать речевое дыха ние, внимание, п амять, мышление.
6. Воспитывать бережное отношение к одежде.
15 «Мы идем
гулять»
1. Развивать фонематический слух, учить определять первый
звук в слове.
2. Формировать практическое усвоение согласования прилаг а-
тельных с именами существительными среднего рода.
3. Продолжать учить детей строить фразы из 2 — 5 слов.
4. Развивать ар тикуляционную и мелкую моторику.
5. Развивать речевое дыхание, внимание, память, мышление;
6. Воспитывать бережное отношение к одежде.
16 «Сапоги -
скороходы»
1. Закрепить обобщающее понятие «обувь».
2. Продолжать учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Учить понимать предлоги «в», «из » и правильно их испол ь-
зовать.
4. Учить владеть своим голосом
5. Развивать речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч,
выдох ртом).
6. Развивать слухово е и зрительное восприятие наглядно -
действенное мышление, артикуляторную моторику и мелкую
моторику кистей рук.
17 «Помоги
малышу»
1. Продолжать учить правильно произносить звуки «У», «А».
2. Учить произносить по символам звукосочетания «Ау!»,
«Уа!».
3. З акрепить умение выделять звуки А и У из начала слова.
4. Учить владеть своим голосом.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикулято рную
моторику и мелкую моторику.

Страница 20

20

Де
кабрь

18 «Зимушка -
зима»
1. Уточнить и расширить словарь детей о признаках зи мы.
2. Продолжать учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую м о-
торику и мелкую моторику кистей рук, воображение, вним а-
ние, мышление, память.
4. Воспитывать эмоционально -радостное отношение к зимней
природе.
19
«Приключ е-
ния гномика
и звука И»
1. Познакомить детей со звуком «И» и его символом.
2. Учить правильно произносить звук «И».
3. закрепить умение называть первый гласный звук в слове.
4. Учить владеть своим голосом.
5. Развивать внимание, мышление, память, р ечевое дыхание,
общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
20 «Зимующие
птицы »
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «птицы».
3. Учить использовать имена существительные с числами 1, 2.
4. Продолжать учить да вать полные ответы на вопросы.
5. Развивать артикуляционную моторику, внимание, память.
6. Воспитывать любовь к живой природе.
21 «Кормушка
для птиц»
1. Закрепить правильное пр оизношение звуков «А», «У», «И».
2. Развивать фонематический слух.
3. Активизироват ь артикуляторную мот орику.
4. Развивать речевое дыхание, слуховое и зрительное вним а-
ние, память, мелкую моторику кистей рук.
22 «Гостья з и-
ма»
1. Формировать слоговую структуру слов.
2. Закрепить правильную артикуляцию гласных звуков «А»,
«У», «О», «И» и с имволы, которыми эти звуки обозначаются.
3. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание,
внимание, память, общую моторику.
23 «Портрет
зимушки»
1. Закрепить представление о зиме, ее признаках.
2. Формировать связную речь.
3. Учить составлять рассказ по картинному плану.
4. Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
5. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую м о-
торику кистей рук.
24
«Здравствуй
Новый год.
Зимние з а-
бавы»
1. Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей.
2. Продолжать работать над формированием фразы, учить с о-
ставлять предложения по картинно -графической схеме.
3. Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание,
мышление, память, артикуляционную, общую и мелкую мот о-
рику.
4. Воспитывать эмоционально -ра достное отношение к зи мней
природе, зимним забавам.
25
«Нового д-
ний карн а-
вал»

1. Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки».
2. Продолжать учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Обучать простому описательному рассказу.

Страница 21

21

4. Учить правильно использовать в речи форму творительн ого
падежа имен существительных в единственном числе.
5. Закреплять использование в речи предлога «С».
6. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое
дыхание, внимание, память.
7. Воспитывать эмоционально -радостное отношени е к нов о-
годнему празднику.
Январь

26 «Птичий
двор»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».
3. Закрепить в экспрессивной речи построение фразы из 2 — 3
слов.
4. Учить практическому усвоению образования уменьшит ел ь-
но -ласкательной формы имен существительных.
5. Учить образовывать глаголы от звукоподражаний и пр а-
вильно их употреблять.
6. Развивать артикуляционную и мелкую моторику кисте, р е-
чевое дыхание, просодические компоненты речи, внимание,
память.
27 «Новая пе с-
ня язычка»
1. Познакомить детей со звуком «О» и его символом.
2. Учить правильно произносить звук «О».
3. Учить владеть своим голосом.
4. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикулято рную
моторику и мелкую моторику кистей рук.
28
«Кто живёт
на скотн ом
дворе»
1. Учить правильно произносить звук «О».
2. Учить владеть своим голосом.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематич еское
восприятие, речевое дыхание, силу и высоту голоса, артикул я-
торную моторику и мелкую моторику.

29 «Чей малыш
потерялся»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Познакомить с понятием «Гласные звуки», закрепить пр а-
вильное произношение гласных звуков.
3. Формировать обобщающее понятие «домашние живо тные».
4.Учить использовать форму творительного падежа и мен с у-
ществительных в единственном числе.
5. Учить строить фразу из 2 -5 слов.
6. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, просод и-
ческую сторону речи, фонематическое восприятие, внимание,
память, логическое мышление.
7. Воспитывать положительное эмоцион альное отношение к
домашним животным.
30 «Поможем
пастуху»
1. Учить правильно произносить звуки «У», «О».
2. Учить владеть своим голосом.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематич еское
восприятие, речевое дыхание, силу и высоту голоса, арти кул я-
торную моторику и мелкую моторику.
31 «Собери с е-
мейку» 1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «детеныши».

Страница 22

22

3. Учить строить фразу из 3 -4-х слов с использованием пре д-
логов «У», «З», «ПОД».
4. Развивать артикул яционную моторику, внимание, память,
наглядно -образное мышление.
5. Воспитывать доброту и внимание к домашним животным.
32 «Звукоуг а-
далки»
1. Учить правильно произносить звуки «А», «У», «И», «О».
2. Формировать подвижность и координацию движений орг а-
но в артикуляции.
3. Учить владеть своим голосом.
4. Продолжать обучать ориентироваться относительно собс т-
венного тела.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематич еское
восприятие, мелкую моторику кистей рук.
Февраль

33 «Прогулка в
лес»
1. Уточнит ь и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «дикие животные».
3. Продолжать формировать фразовую речь.
4. Учить использовать уменьшительно -ласкательную форму
существительных.
5. Развивать внимание, память, воображение, образное м ыш-
ление, артикуляционную, общую и мелкую моторику кистей
рук.
6. Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.
34 «Эмма и
эхо»
1. Учить правильно произносить звук «Э».
2. Учить владеть своим голосом.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, ф онематич еское
восприятие, артикуляторную моторику и мелкую мот орику.
35
«С обери
семейк у -
дикие ж и-
вотные »
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», фо р-
мировать понятие «детеныши диких животных».
3. Пр одолжать учить строить фразу из 2 — 5 слов.
4. Учить понимать значение предлогов «К», «ОКОЛО», «ЗА» и
правильно их использовать.
5. Развивать внимание, память, мышление, артикуляцио нную,
мелкую и общую моторику.
6. Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.
36 «Магазин
мебели»
1. Закрепить обобщающее понятие «мебель».
2. Учить образовывать множественное число имен существ и-
тельных в именительном падеже.
3. Учить образовывать уменьшительно -ласкательные формы
имен существительных.
4. Учить детей пон имать и использовать в речи предлоги «ЗА»,
«ПОД», строить фразу из 3 -4 слов.
5. Развивать фонематический слух. Учить определять поз ицию
заданного звука в слове.
6. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, вним ание,
память.
7. Воспитывать бережное отнош ение к мебели, аккуратность.
37 «Наша А р- 1. Формировать представления о российской армии и профессиях

Страница 23

23

мия» военных.
2. Расширять и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать речевой слух, внимание, арти куляционную, тонкую и
общую моторику, координацию речи с движением.
5. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, добр о-
желательности, самостоятельности, инициативности, ответственн о-
сти. Воспитывать любвь к Родине.
38
«Гномики
играю в ку к-
лы»
1. Развивать пространственные представления, умение орие н-
тироваться в пространстве.
2. Закрепить предметный словарь по теме и обобщающее пон я-
тие «мебель».
3. Учить детей понимать и использовать в речи предлоги «К»,
«ОТ», строить фразу из 3 -4 слов с косвенными дополнениями в
дательном и родительном падежах.
4. Развивать внимание, память.
5. Воспитывать бережное отношение к мебели, аккуратность.
39
«Веселые
песенки
гномиков»
1. Закрепить правильное произношение гласных звуков «А»,
«У», «И», «О», «Э».
2. Учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Формировать подвижность органов артикуляции.
4. Продолжать обучать ориентироваться в пространстве отн о-
сительно своего тела.
5. Развивать просодическую сторону речи, фонематическое
восприятие, внимание, память, мышление, общую и мелкую
мот орику.
Март

40
«Мамочка
любимая
моя»
1. Расширять знания детей об окружающем мире.
2. Продолжать учить строить фразу из 2 -5 слов.
3. Формировать связную речь.
4. Развивать внимание, память, артикуляционную, мелкую и
общую моторику.
5. Воспитыв ать уважение к труду взрослых, эмоциональное
отношение к Женскому празднику.
41 «В гостях у
сказки»
1. Учить согласовывать прилагательные с существительными,
подбирать антонимы.
2. Учить пересказывать небольшие произведения устного н а-
родного творчества.
3. Развивать у детей артикуляционную и мелкую моторику,
слуховое внимание, память: по интонации, динамике и тембру
голоса.
4. Упражнять в развитии воображения и ассоциативно -
образного мышления.
5. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, умение
со переживать героям сказок.
42 «Магазин
игрушек»
1. Уточненять и активизировать словарь по теме «Игрушки».
Совершенствовать грамматический строй речи.
2. Познакомить со звуком «М» Учить определять позицию зв у-
ка в слове.

Страница 24

24

3. Совершенствовать слоговую стр уктуру слова (слова из двух
и трех открытых слогов).
4. Развивать речевой слух, артикуляционную и мелкую мот о-
рики. Работать над темпом и ритмом речи.
5. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности,
инициативности, ответственности.
43
«Подари и г-
рушку гн о-
му»
1. Учить детей практически определять признаки предметов
(форму, цвет, величину).
2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
3. Учить составлять предложения, называя 2 — 3 признака
предмета.
4. Продолжать формировать связную речь.
5. Развивать а ртикуляционную и мелкую моторику, речевое
дыхание, внимание, память, мышление.
44 «Танины и г-
рушки»
1. Закреплять навыки четкого произношения звука «М »
2. Формировать умение слышать и выделять звук «М » в нач але
слова.
3. Развивать зрительное артикуляцион ную и мелкую мотор ику,
внимание, мыслительную деятельность, самоконтроль, граф о-
моторные навыки, познавательный интерес.
45 «Гном игр а-
ет»
1. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
2. Закрепить знание основных цветов (красный, синий, же лтый,
зеленый).
3. Продолжать учить детей строиться в ряд и определять нач а-
ло и конец ряда.
4. Продолжать учить составлять простой описательный ра с-
сказ.
5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое
дыхание, внимание, память, мышление, зрительное воспр и-
ятие.
46 «Весна
красна»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать понятие «весна».
3. Формировать связную речь.
4. Развивать внимание, память, артикуляционную, общую и
мелкую моторику.
5. Воспитывать любовь к родной природе.
47 «Песенка
капели»
1. Закрепить и активизировать словарь детей по теме.
2. Закрепить обобщающее понятие «весна».
3. Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем
существительным единственного числа в предложном падеже с
предлогом «НА».
4. Учить строить фразу с дополн ением, выраженным именем
существительным единственного числа в родительном пад еже
с предлогом «С».
5. Развивать просодическую сторону речи, ритм, слуховое
внимание, артикуляционную, общую и мелкую моторику.
6. Воспитывать любовь к природе.

Страница 25

25




Апрель


48
«Приключ е-
ние гномика
Ника»
1. Закрепить правильное произношение согласного звука «Н».
2. Учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Формировать подвижность органов артикуляции.
4. Продолжать обучать ориентироваться в пространстве отн о-
сительно своего тела.
5. Ра звивать просодическую сторону речи, фонематическое
восприятие, внимание, память, мышление, общую моторику и
ме лкую моторику кистей рук.
49
«Здравс т-
вуйте, пти ч-
ки»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Продолжать формировать обобщающее понятие «птицы».
3. Продолжать учить строить фразу из 2 -5 слов.
4.Учить образовывать и употреблять в речи уменьшительно -
ласкательную форму имен существительных.
5. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику,
внимание, память, мышление.
6. Воспитывать любов ь к живой природе.
50 «Путешес т-
вие Ника»
1. Закрепить правильное произношение согласного звука «Н».
2. Учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Формировать подвижность органов артикуляции.
4. Продолжать развивать речевое дыхание.
5. Развивать просодическую ст орону речи, фонематическое
восприятие, внимание, память, мышление, общую моторику и
ме лкую моторику кистей рук.
51 «Мы едем,
едем, едем»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «транспорт».
3. Учить правильно упот реблять в речи предлоги НА, С,.
4. Развивать подвижность органов артикуляции, речевое дых а-
ние и силу голоса.
5. Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память.
52 «Друзья Ник
и Мик »
1. Закрепить правильное произношение согласных звуков «Н»,
«М».
2. Закрепить умение называть первый согласный звук в слове.
3. Учить строить фразу из 2 — 5 слов.
4. Формировать подвижность органов артикуляции.
5. Продолжать развивать речевое дыхание.
6. Развивать просодическую сторону речи, фонематическое
восприятие, вниман ие, память, мышление, общую моторику и
ме лкую моторику кистей рук.
53
«Мы пут е-
шественн и-
ки»
1. Формировать у детей пространственные представления и
умение ориентироваться в пространстве.
2. Закрепить предметный словарь и обобщающее понятие по
теме.
3. Уто чнить и расширить словарь глаголов.
4. Закрепить прави льное употребление предлогов «на», «по»,
«над», «к ».
5. Развивать подвижность органов артикуляции, речевое дых а-
ние и силу голоса.
6. Учить строить предложения с приставочными глаголами и

Страница 26

26

дополнениями в разных падежах с предлогами.
7. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую м о-
торику.
54
«Прогулка
гномика Т о-
ма в парке»
1. Обогащать и активизировать словарь по теме, закрепить
обобщающее понятие «Деревья».
2. Упражнять в согласовании существ ительных с числител ь-
ными, в образовании относительных прилагательных.
3. Учить различать четыре - пять видов деревьев (береза, ряб и-
на, дуб, клен, липа); строение дерева (ствол, ветки, листья,
корни).
4. Познакомить со звуком «Т», учить подбирать слова с за да н-
ным звуком.
5. Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику,
внимание, память.
Май

55 «Зеленые
великаны»
1. Закрепить обобщающее слово «деревья»;
2. Учить образовывать уменьшительно -ласкательную форму
существительных;
3. Закрепить знания о ст роении дерева;
4. Учить детей пересказу;
5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, вним ание,
память, мышление.
56
«В гостях у
гномика П и-
ка»
1. Закрепить правильное произношение согласного звука «П».
2. Учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Формирова ть подвижность органов артикуляции.
4. Продолжать развивать речевое дыхание.
5. Развивать просодическую сторону речи, фонематическое
восприятие, внимание, память, мышление, общую моторику и
ме лкую моторику кистей рук.
57
«Великий
День Поб е-
ды»
1) 1. Закрепля ть и систематизировать знания о Великой Отечес т-
венной войне.
2) 2. Обогатить знания детей о великом празднике – Дне Поб еды;
3. Воспитывать уважение к истории нашего народа, чувство
патриотизма, любовь и уважение к ветеранам ВОВ.
4. Развивать связную речь, реч евой слух, мышление, все виды
восприятия, координацию речи с движением, артикуляцио н-
ную и тонкую моторику.
5. Расширять знания о представителях разных родов войск
(летчики, танкисты, ракетчики, моряки.).
58 «В царстве
цветов»
1. Уточнить и расширить слов арь детей по теме: одуванчик,
мак, ромашка, василек, лист, стебель, цветок, букет, поляна,
полянка, расти, цвести.
2. Формировать обобщающее понятие «цветы».
3. Учить строить простое распространенное предложение.
4. Продолжать учить образовывать имена суще ствительные в
именительном падеже множественного числа.
5. Формировать умение согласовывать имена существител ь-
ные именительного падежа единственного и множественного
числа с глаголами настоящего времени.

Страница 27

27

6. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторик у,
речевое дыхание, внимание, память.
7. Воспитывать любовь к природе, ее красоте.
59 «В гостях у
насекомых»
1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «насекомые».
3. Учить образовывать множественное число имен суще ств и-
тельных в именительном падеже.
4. Учить согласовывать имена существительные единстве нного
и множественного числа с глаголами настоящего врем ени.
5. Учить правильно употреблять имена существительные в
форме единственного числа родительного падежа.
6. Ра звивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое
дыхание, внимание, память, мышление.
7. Воспитывать любовь к окружающей природе.
60 «В гостях у
гномиков »
1. Закрепить обобщающие понятия «насекомые», «цветы».
2. Вырабатывать четкую и правильную артикул яцию при пр о-
изношении звука «К».
3. Формировать фонематическое восприятие.
4. Развивать длительность физиологического и речевого выд о-
ха.
5. Воспитывать любовь к окружающей природе.
61 «Встреча
друзей»
1. Закрепить умение различать гласные и согласные зву ки.
2. Учить строить фразу из 2 — 5 слов.
3. Формировать подвижность органов артикуляции.
4. Развивать просодическую сторону речи, фонематическое
восприятие, внимание, мышление, общую и мелкую мотор ику.
62 «На пороге
лета»
1. Закрепить обобщающие понятия « насекомые», «цветы».
2. Закреплять умение детей правильно употреблять простые
предлоги в самостоятельной речи.
3. Развивать длительность физиологического и речевого выд о-
ха, артикуляционную, общую и мелкую моторику.
4. Продолжать развивать умение ориентиров аться в простра н-
стве относительно своего тела.
5. Воспитывать любовь к окружающей природе.
63 «Гномики
отдыхают»
1. Познакомить детей с признаками лета, отличать его от др у-
гих времен года.
2. Учить пересказывать близко к тексту.
3. Развивать внимание, па мять, мышление, артикуляционную
моторику.
4. Воспитывать навыки организованного поведения, умение
слушать своих товарищей.
64
«До свид в-
ния, гном и-
ки»)
Итоговый монит оринг


Страница 28

28

2.2. Условия реализации программы
Материально -техническое обеспечение Программы
Занятия по реализации данной Программы проводятся в логопедическом кабинете
детского сада. Кабинет пропорционально и освещен в соответствии с нормативами устано в-
ленными СанПиН 1.2.3685 -21. Цветовое оформление кабинета выполнено в оттенках све т-
лых, спокойны х тонов. Развивающая предметно -пространственная среда соответствует тр е-
бованиям ФГОС ДО к оформлению помеще ний ДОО: вариативность, безопас ность, пол и-
функциональность, трансформируемость, содержательная нас ыщенность, до ступность. В к а-
бин ете имеются все нео бходимые материалы для деятельности детей и педагогов в рамках
реализации Программы по количеству детей, посещающих де тское объединение.
Кабинет укомплектован учебно -дидактическим и материалами , современными игр о-
выми и наглядными пособиями в соответствии с санитарными нормами, необходимым ко-
личеством мебели по количеству детей, посещающих занятия . Имеются шкафы для хран ения
методической литературы, игровых и дидактических пособий .
Оснащение логопедического кабинета
Тип оборудования Наименование Количество

Оборудование

- Доска классная
- Доска магнитно -маркерная
- Мольберт
- Логопедическое зеркало
- Игровой стенд «Мир вокруг нас»
- Шкафы для методического мат е-
риала и дидактических пособий
- Фланелеграф
- Столы детские игровые
- Стулья детские игровые
- Стол письменный для педагога
- Стул для педагога
- Кушетка
1
1
1
1
1
2

1
5
5
1
1
1

Техническое оснащение

- Ноутбук
- Музыкальный центр
1
1

Дидактические пособия

- Демонстрационный материал: пл а-
каты, сюжетные и предметные ка р-
тины п о тематическим блока м Пр о-
гра ммы.
- Картотеки самомассажа и пальч и-
ковых игр, тематический словарь в
картинках (по лексическим темам).
- Наглядные и раздаточные пособия,
дида ктический материал в карти н-
ках:
- Настольно -печатные игры
- Игрушки (мягкие, би -ба -бо, дида к-
тические ку клы, мяч).
36

3

36

22
24

Страница 29

29


Раздаточный материал - Зеркала
- Салфетки
- Рабочая тетрадь (к занятиям)
- Карандаши цветные
- Карандаши простые
- Доска «Пиши - стирай» (для разв и-
тия графо -моторных навыков)
- Символы звуков, фишки (для звук о-
вого анализа)
- Счетные палочки
- Ш арики Су -Джок
- Гонзики
- М ассажные мячи, волчки
- Бусы (для развития мелкой мотор и-
ки)
- Свистки – самолеты
- Дудочки
- Ветрячки (развитие дыхания, слух о-
вого внимания).
По количеству детей

Кадровое обеспечение
Программу реа лизую т учи теля -логопеды, владеющие профессиональными компете н-
циями в направлении «Олигофренопедагогика », квалификация «Учитель -логопед», «Уч и-
тель -олигофренопедагог» .
2.3 . Формы контроля /аттестации
В соответствии со статьёй 58 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года выбраны следующие формы отслеживания
результативности на каждом занятии и освоения Программы в целом :
- наблюдение за ребенком на разных этапах занятия;
- беседа, игровые задания;
- анкетировани е родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений и пожеланий
о работе детского объединения.
Формой демонстрации и предъявления образовательных результатов является проя в-
ление свободного коммуникативного общения воспитанников во всех видах деятельности .
Первоначальная оценка развития и речевых показателей производится пр и поступл е-
нии ребенка в группу, с помощью предметных, социально -коммуникативных методов вза и-
модействия ребенка и педагога. Наблюдение учителями -логопедами и воспителями в св о-
бодной са мостоятельной деятельности за речевой и коммуникативной активностью детей,
посещающих занятия . Входящее обследование речи детей среднего дошкольного возраста
проводится в виде различных игровых заданий и направлены на выявление индивидуальных
способностей и возможностей воспитанников.
Мониторинг определения результативности освоения Программы вос питанниками
осуществляется в конце учебного года в индивидуальной и подгрупповой форме. В систему
обследования речи воспитанников входит: беседа, игровые задан ия по основным разделам
программы и направлены на выявление индивидуальных способностей и возможностей во с-
питанников, наблюдение за практической деятельностью, совместная образовательная де я-
тельность педагога и воспитанников по выявлению достижений по резуль татам освоения
программы .

Страница 30

30

Сроки проведения и цели образовательного мониторинга
Диагностический материал позволяет педагогу оценивать успешность освоения Про -
граммы каждым ребёнком и группой в целом. Данные о результатах диагностики заносятся в
диагностическую карту.
2.4. Оценочные мате риалы
Разработана карта диагностического обследования для качественной и количестве н-
ноой оценки освоения Программы каждым воспитанником и группы в целом руководителем
десткого объединения и педагогами группы, по желанию родителем воспитанника .
Критерии о ценки речевого развития
Не справляется - 1 балл, справляется с помощью взрослого - 2 балла, справляется сам о-
стоятел ьно – 3 балла.
Уровни речевого развития
 Низкий уровень - 1 балл - 1,4 балла.
 Средний уровень - 1,5 балла - 2,4 балла.
 Высокий уровень - 2,5 балла - 3 балла.

Дата Задачи

Октябрь

Выявить исходный уровень речевого развития и индивидуальных особенн о-
стей каждого ребенка; определить компоненты речи, требующие дополн и-
тельного коррекцион но -развивающего воздействия, индивидуально для ка ж-
дого ребенка.

Май

Дать оценку усвоения воспитанниками дополнительной образовательной
общеразвивающей программы «Говорим правильно » и степени решения п о-
ставленных задач. Получить объективные данные о дина мике развития ка ж-
дого ребенка и гру ппы в целом.

Страница 31

31

Карта диагностического обследования (руководитель объединения, педагоги группы)


Ф.И.
ребенка

Срок проведения

Подбор слов на зада
нный
звук

Интонационная выр
а-
зительность р
ечи
Артикуляционные у
п-
ражнения

Употребление обобща
ю-
щих слов

Согласование слов в пре
д-
ложении

Использование простых
предлогов

Словообразование и слов
о-
изменение

Участие в беседе (ответы)

Участие в беседе (задаёт
вопросы)

Описательный рассказ из 2
-3 предложений

Пересказ с опорой на гр
а-
фический план или о
бразец

Использование форм вежливого обращения

Штриховка

Выкладывание рисунка счётными палочками

ыполнение пальчик
овой
гимнас
тики и с
амомассажа

Сре
дний

балл
ребё
нка
Уровень
речевого

разв
ития

1
Н.г.

К.г.

2
Н.г.

К.г.

Итого по группе
на начало и конец
уч. года




Страница 32

32

Лист экспертизы (родитель )
Ф.И.
ребенка

Срок проведения

Подбор слов на зада
нный
звук

Интонационная выр
а-
зительность р
ечи
Артикуляционные у
п-
ражнения

Употребление обобща
ю-
щих слов

Согласование слов в пре
д-
ложении

Использование простых
предлогов

Словообразование и слов
о-
изменение

Участие в беседе (ответы)

Участие в бе
седе (задаёт
вопросы)

Описательный рассказ из 2
-3 предложений

Пересказ с опорой на гр
а-
фический план или обр
азец

Выполнение пальчик
о-
вой гимнас
тики и с
амомассажа

Штриховка

Выкладывание рисунка счётными
палочками

Коммуникативно
-
речевая активность

Сре
дний

балл
ребё
нка
Уровень
речевого

разв
ития


Н.г.

К.г.

Страница 33

33

2.5. Методические материалы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ ёнными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
• самоценность детства как периода жизни значимого само по себе, без всяких условий;
• личностно -развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и д е-
тей;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
• уважение личности ребёнка, атмосфера доброжелател ьности, вера в силы ребенка,
со здание для каждого ребенка ситуации успеха;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требов а-
ний, методов возрасту и особенностям развития), все игры подобраны с учетом возраста и
психофизических особенностей детей;
• реализация Программы в формах, специфических для детей данной во зрастной гру п-
пы и учётом социальной ситуации развития;
• последовательность и систематичность – переходить от известного к неизвес тному, от
простого к сложному, что обеспечивает последовательное накопление и углубление пре д-
ставлений и навыков, развитие поз навательных интересов детей;
• принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную
опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредстве нный
контакт с действительностью;
• принцип интеграции – создание у р ебенка целостно й картины мира средствами пр и-
ро ды, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
• использование в работе активных методов и форм обучения;
• деятельностный принцип реализуется в принят ии идеи главенствующей роли де я-
тельности в развитии ребенка.
Методы и приёмы организации и осуществления образовательной деятельн ости
Словесные Виды: рассказ, объяснение, беседа , дискуссия. Чтение и рассказывание
художественных произведений, обобщающая беседа, все виды рассказ ы-
вания без опоры на н аглядный материал, пересказ , объяснение и т.д.
Наглядные Группы наглядных методов, нацеленные на решение образовательных з а-
дач наглядными средствами: метод иллюстраций и метод демонстраций,
наблюдение.
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстра тивных пособий,
плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с
показом мультфильмов, диафильмов, видеофильмов и др.
Непосредственное наблюдение и его разновидности, опосредованное н а-
блюдение, рассказывание по картинам и игрушкам, ра сположение предм е-
тов по образцу, схеме, модели, выкладывание последовательн остей, серий,
классификация и группировка по заданному свойству или признаку, в ы-
кладывание логических цепочек.
Показ способа выполнения действия.
Практические Практические методы о бучения направлены на познание действительн о-
сти и основаны на практической деятельности и формируют практические
умения и навыки.
Творческая деятельности.
Дидактические игры и упражнения.

Страница 34

34

Стимулир о-
вания и мот и-
вации
Создание игровой ситуации, поощрение, порицание, педагогическая оце н-
ка, сюрпризный момент.
Методы и приёмы организации и осуществления образовательной деятельн ости
Формиров а-
ния созн ания
Рассказ, объяснение, убеждение, пример
Организации
деятел ьности
и формиров а-
ния опыта
поведения
Педагоги ческое требование, упражнение, общественное мнение, воспит ы-
вающие ситуации
Стимулир о-
вания повед е-
ния и
деятельности
Поощрение, порицание

Для реализации Программы разработана система игровых занятий с учетом особе н-
ностей использо вания эл ементов проблемного обу чения, личностно -ориентированных, игр о-
вых , развивающих и здоровь есберегающих технологий. В соот ветствии с возрастными ос о-
бенностями дошкольников, и для поддержания их интереса к занятия м в детском объедин е-
нии, авторами Программы в за нятия включены: загадки, решение проблемных ситуаций,
сюрпризный момент, использование небольших стихотворений, оказание помощи и гровому
персонажу и т.п. Содержание каждого занятия включает игры, упражнения и тренинги, н е-
обходимые для формирования граммати ческого строя речи, обогащения словаря, формир о-
вания слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а
также когнитивных пр оцессов детей данного возраста и развития их личностных к ачеств .
Для методического обеспечения Программ ы составлены к онспекты игровых занятий
по тематическим блокам , объединённые лексической темой. Они с одержат задания по ра с-
ширению и активизации словаря, обучению словоизменению, формировани ю правильного
построения фразы; формированию правильного звукопроиз ношения и фонематического во с-
приятия включают упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, прос о-
дической стороны речи , мелкой моторики . В каждом занятии используются артикуляционная
гимнастика, пальчиковые игры и физминутки, которые направ лены на развитие артикуляц и-
онной, мелкой и общей моторики, зрительно -моторной и слухо -моторной координации, сп о-
собствуют речевому развитию, четкому произношению, содействуют плавности и выраз и-
тельности р ечи, развивают память.
Предложенные в конспектах заня тий игры и упражнения являются одним из возмо ж-
ных вариантов проведения занятий. Выбор и последовательность зависят от уровня подг о-
товленности детей, степени их речевых нарушений .
Применение зоровьесберегающих технологий на занятиях – это система мер, вкл ю-
чающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов о бразовательной среды, направленная
на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, и активное форм и-
рование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Среди воспитанников с пробл е-
мами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и
мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает н е-
обходимость проведения комплексной оздоровительно -коррекционной работы, которая
вкл ючает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную ги м-
наст ику, пальчиковую гимнастику, су-джок терапию, элементы самомассажа, упражнения на

Страница 35

35

ра звитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки,
упражнения для профила ктики зрения, логоритмику.
Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях подбираются в со-
ответствии с возрастными особенностями психофизического развития детей. Дидактический
материал систематизируется в соответствии с учебно -тем атическим планом (по каждой те-
ме), уро внем развития и способностями и интересами детей.
Игровые задания предлагаются в сра внении, сопоставлении и побуждаю т детей ра с-
суждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать
пр авильное р ешение среди различных вариантов, но и делать нравственный выбор . Таким
образом, в процессе образовательной деятельности по программе формирую тся и развиваю т-
ся не только когнитивные и коммуникативные способности ребёнка, но и главная ценность -
личность ребёнка .
Для поддержания интереса воспитанников к деятел ьности в рамках реализации Пр о-
граммы автором предусмотрены игровые материалы, размещённые в групповом помещении
для самостоятельной детской деятельности вне объединения «Раз словечко, два сл овечка…» .
Программа предусматривает взаимодействие с родителями (законными представит е-
лями) воспитанников для информирования родителей о деятельности детского объединения
в рамках реализации Программы и повышения их р одительских компетенций.
Формы взаимод ействия с семьей по реализации Программы
- Анкетирование
- Индивидуальные и стендовые к онсультации с рекомендациями и практическими матери а-
лами для развития речи детей в д омашних условиях
- Открытые просмотры занятий
- Информация на сайте ДОУ
- Буклеты
- Памятки
- Тематические журналы для семейного чтения «Почитай -ка»
- Закрытая родительская группа в ме ссенджер е вацап .

Для реализации программы были созданы авторские методические пособия
и осуществлён подбор материалов:
 Банк аудио и видео приложений к программе (Приложение 2).
 Картотека карточек по авторской методике Е.В. Бодровой и Е.Г. Юдиной «Загадка дня»
(Приложение 3) ;
 Картотека физкультминуток «Делай , как я » (Приложение 4);
 Картотека пальчиковых игр «Веселые ладо шки » (Приложение 5) ;
 Картотека артикуляционных гимнастик «Весёлый язычок» (Приложение 6);
 Картотека игровых заданий с гонзиками (Приложение 7);
 Картотека игровых заданий с счётными палочками « Волшебные палочки » (Прилож е-
ние 8);
 Игротека « Волшебный сундучок », включающая ав торские игры (Приложение 9);
 Материалы работы с семьями воспитанников по созданию условий для реализации
Программы: консультация «Как работать дома по заданию логопеда», буклет «Играем
дома» (Приложение 10) , тематические выпуски журнала для семейного чтения «Поч и-
тай -ка» (Приложение 11 );
 Игровой стенд «Путешествие гномика Васи и его друзей гномиков -звуковичков » (Пр и-
ложение 12 ).

Страница 36

36

2.6. Список используемых источников

1. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. [Текст] / Т.Ю. Бардышева. – М.: изд.
дом «КАРАПУЗ», 2001.
2. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. [Текст] / Г.А. Быстрова. – Санкт -
Петербург: «КАРО», 2000.
3. Волшебные гонзики:метод пособие/авт. -сост.А.И. Буренина. [Текст] /А.И. Бурен и-
на - СПб.: АНО ДПО «Аничков мост», 2016.
4. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная
гимнастика. [Текст] / Т.А. Воробьёва. – Санкт -Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.
5. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. [Текст] / А.С. Галанов М., 2009.
6. Дурова, Н.В. Фонематика. [Текст] / Н.В. Дурова. – М.: «МОЗАИКА -СИНТЕЗ»,
2002.
7. Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. [Текст] / О.В. Епифанова – Во л-
гоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ», 2006. – с. 256.
8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 -4 лет. [Текст]
М.Ю. Картушина / М., 2009.
9. Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения
[Текст] / И.Ю. Кондратенко. . – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.
10. Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп -топ: нетрадиционные приёмы корре к-
ционно -логопедической работы с детьми 6 -7 лет. [Текст] / В.В. Коноваленко – М.: Изд.
«ГНОМ и Д», 2004. – с. 20.
11. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. [Текст] / О.И. Крупенчук. СПб., 2005.
12. Кострова С.А., Ляпина И.С. Логопедические занятия с малышами. [Текст] / С.А.
Кострова . / // Л огопед. 2008, №3.
13. Коти, Т. Ю. Считалки [Текст] / Т.Ю. Коти . – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. –
с. 10.
14. Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. [Текст] / И.А.
Морозова, М.А. Пушкарева. – М.: Изд. «МОЗАИКА -СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.
15. Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. [Текст] / Н.В.Новоторцева. – Яр о-
славль: Академия развития, 1996. – с. 64.
16. Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. [Текст] / Т.А.Суборова.
// Логопед. 2010, №2.
17. Столярова, А.А. Давайте поиграем. [Текст ] / А.А. Столярова. – М.: Просвещение,
1991.
18. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. [Текст] / Т.А. Ткаченко – М.: Изд. «ГНОМ» и
«Д», 2001.
19. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
[Текст] / Т.А. Ткаченко СПб. , 1998.