cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 174 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
Детского сада №174 ОАО «РЖД»
Протокол №1 от « 31 » августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Детским садом
№174 ОАО «РЖД»
____________/Е.В. Михалькова/
Приказ №224 от « 31 » августа 2022 г.





Разработчик:
Хоботнева О.Н.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории








Новокуз нецкий городской округ, 2022



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« РОСИНКА »

Уровень программы: стартовый
Возраст воспитанников : 5 – 6 лет
Срок реализации программы: 1 год

Страница 2

2

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ №1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1. Пояснительная записка (характеристика программы)…………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы.…………………………………………………………………. 6
1.3. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного
(тематического)
плана………………………………………………………………………………… …………..7
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………. 11
РАЗДЕЛ №2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………………… 12
2.2. Условия реализации программы…………………………………………………………. 12
2.3. Формы контроля/аттестации ……………………………………………………………... 13
2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………………………. 13
2.5. Методические материалы ………………………………………………………………… 14
2.6.Список используемых и сточников……………………………………………………… 16
Приложение











Страница 3

3

РАЗДЕЛ №1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1. Пояснительная записка (характеристика программы)
Нормативно -правовое обеспечение разработки и утверждения Программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021);
2. Феде ральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления о бразовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 год а № 09 -3242 «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российс кой Федерации от 23.08.2017г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образ овательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября
2019 года).
8. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден през идиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016
г. № 11).
9. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678 -р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образо вания детей до 2030 г. и план а
мероприятий по ее реализации».
10. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
11. Письмо Министерство просвещения РФ от 15 апреля 2022 года № СК -295/06 «Об
использовании государственных символов Российской Фе дерации» .
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоро вления детей и молодежи», от 28 января 2021 г. № 2.
«Гигиенические нормативы и требования СП 1.2. 3685 -21. к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Страница 4

4

13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки
администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Росинка» (далее – программа) – художественно -эстетическая.
Уровень освоения содержания программы - программа стартового уровня
освоения содержания, разработана на 1 учебный год для детей среднего дошкольного
возраста 5-6 лет.
Актуальность Программы
 -актуальность программы обусловлена тем, что обучение ритмике строится с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка, ритмическое
движение, танец, рассматривается как способ развития основных познавательных
процессов личности р ебенка и его эмоционально -волевой сферы;
 -интерес к проблеме обусловлен запросом родителей, которые рассматривают занятия
ритмикой, как способ становления образовательных интересов детей;
 актуальность данной проблемы возрастает в связи с о снижением общей культуры,
связанной с развитием гаджетозависимости детей в современном обществе ;
 -в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится
патриотическое воспитание, данная программа решает эту задачу при помощи
интегрирования фольклорн ых элементов в процессе обучения, в виде народных игр,
движений, музыки .
Отличительные особенности программы :
Новизна настоящей П рограммы заключается в том , что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография , музыка, пластика, сценическое движение,
которые даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее
отличительными особенностями являются : активное использование игровой деятельности
и значительная часть практических занятий.
Занятия ритмикой и танцем позволяют направлят ь энергию детей в русло красивых
сценических форм, воспитывая эстетический вкус. Получив возможность осваивать
импровизации, обучающиеся могут избавиться от физических и психологических
зажимов, появляются новые, более гармоничные движения, дети получают у довольствие
от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Занятия ритмикой
улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими
качествами: упорством, терпением, дисциплинированност ью, чувством ответственности,
умением пр еодолевать трудности.
В образовательный процесс Программы включены современные образовательные
технологии и методики, предполагающие системно -деятельностный подход к созданию
условий для развития коммуникативных навыков, самостоятельности, нравственных
кач еств т.е. способствует развитию личности ребёнка и решает актуальные задачи
современного образования и общества .

Страница 5

5

Адресат программы : данная программа «Росинка » пред назначена для детей в возрасте 5 -
6 лет.
Прием в детское объединение осуществляется без отбора, по запросу родителей
(законных представителей) воспитанников . Комплектование группы для занятий по
Программе проводится на основании заключения договора с родителем (законным
представителем).
Объём и срок освоения программы : Программа рассчитана на 1 год обучения, 32
недели , общ ий объем часов по программе – 32 часа.
Формы обучения и формы организации обучения
Основной формой организации обучения в группе является очное занятие. В
неделю проводятся 1 занятие, в соответствии с календарно -тематическим планом занятий
(Таблица 5) . Продолжительность одного занятия – 25 минут.

от 28 января 2021 г. № 2. «Гигиенические нормативы и требования СП 1.2. 3685 -
21. к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и
накопленному музыкальному опыту, ребёнок становится активным участником
танцевальной деятельности . Чувственное познание свойств музыкального звука и
двигательное, перцептивное восприятие метро -ритмической основы музыкальных
произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов,
настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения. Умение понять характер и
настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пр обовать себя в попытках
самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступно сосредоточенная
деятельность в течение 25 минут. Он способен удерживать в памяти при выполне нии
каких -либо действий несложное условие.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого . Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения ,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У дете й формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2, п.15

Количественный состав группы первого года обучения – 12 -15 человек
Прием в детское объединение осуществляе тся без отбора (за исключением случаев
медицинского освобождения от занятий физической культурой) и предъявления
требований к наличию у них специальных умений на добровольной основе - по желанию
детей и заявлению родителей.
Наполняемость в группах – 12 -15 человек. При наличии свободных мест возможно
зачисление в течение учебного года. По программе занимаются мальчики и девочки в
возрасте 5 -6 лет. В объединение, в основном, приходят дети с выраженным интересом к
занятиям по ритмике и танцам, или же это запр ос родителей. Возрастные особенности
детей обуславливают мотивацию на неформальное общение, двигательную и игровую
деятельность.
Год разработки: 2022 год.

Страница 6

6

Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем часов п о программе – 36
часов.
Формы обучения и формы организации обучения : очное обучение, основной формой
организации обучения в объединении является очное занятие.
Режим занятий
В неделю проводится 1 занятие во вторую половину дн я продолжительностью не
более 25 минут.
Место прове дения – музыкальный зал .

1.2. Цель и задачи программы
Цель: раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к
прекрасному;

1. Обучающие задачи:
- обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень
артистического мастерства детей ;
- научить движением передавать отношение к музыкальному ;
- развивать творчество, фантазию;
- сформировать умение использовать полученные знания в соответственных
постановках ;
- совершенствовать творческую активность ;
- становлен ия творческого воображения ;
- чувствовать смену ритма, изменение скорости, уровня и направления своих
движений.

2. Развивающие задачи:
- развивать чувство прекрасного ;
- развивать творческое воображение и познавательный интерес ;
- развивать творчество, фантазию ;
- способствовать гармоничному физическому развитию ;
- коррекция психофизического развития;
- развивать артистические способности .
3. Воспитательные задачи:
- обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат, положительное
вхождение воспитанников в систему социальных отношений посредствам установления
взаимодействия друг с другом путем коммуникативных отношений для самореализации,
утверждения и успешности личности ребенка;
- способствовать становлению творческого воображения;
- вырабатывать устойчивость про извольного внимания;
- способствовать духовно -нравственному развитию.


Страница 7

7

1.3. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного
(тематического) плана
Программа предусматрива ет комплексный подход к музыкально -двигательному
развитию детей.
Деятельность организуется в форме игровых интегрированных занятий,
объединенных темой и состоящих из вводной, основной и заключительной части. В
структуре каждого зан ятия используются современные здоровьесберегающие технологии.

Основные направления Программы:
- давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических
движений;
- предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах,
исполняя различные роли;
- сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать сущ ественное
влияние на выбор детьми активного образа жизни.
- способствовать развитию творческой личности ребенка
средствами хореографического искусства ;
- воспитание положительного вхождения воспитанников в систему социальных
отношений посредством установления взаимодействия друг с другом путем
налаживания коммуникативных отношений.
Календарно -учебный график
№ Год
обучения
Объем
учебных
часов
Всего
учебных
недель
Количество
учебных дней
Режим
работы
1 800 мин 32 32 1 раз в
неделю

Таблица №1 . Учебно -тематический план


Тема занятий Общее кол -во учебных часов

Форма
контро
ля в т.ч.
теоретич.
в т.ч.
практич.
Итого

1. Тематические разделы / Блок 1.
«Подготовка к танцам »

Творческие
работы

1.1 Вводное занятие «Будем с
танцами дружить!»
0,5 0,5 1
1.2. «Азбука танца» 0,5 3,5 4
1.3. «В коробке с карандашами» 1 6 7
1.4. «Здравствуй, сказка» 0,5 0,5 1

1.5. «Здравствуй, сказка» 0,5 0,5 1
1.6. «Здравствуй, сказка» 1 4 5

Страница 8

8

2. Блок 2.
«Разучивание танца »

Творческие
работы

2.1. «На птичьем дворе» 0,5 2,5 3
2.2. «Веселые пары» 0,5 2,5 3
2.3. «Приглашение к танцу» 0,5 1,5 2
2.4. «Во саду ли, в огороде» 0,5 2 3
2.5 «Я танцевать хочу!» 0,5 05 1
2.6. «Улыбку подари!» 0,5 0,5 1





Итого 7 2 32

Таблица №2. Содержание учебно -тематического плана
Тема 1.1. Вводное занятие «Будем с танцами дружить! ».
Теория:
1. Знакомство с детьми.
2. Рассказ об основных правилах поведения в музыкальном зале, правила техники
безопасности.
3. Дать детям представление о том, что такое танец, какие виды танцев быв ают.
Практика:
1. Приветствие
2. Показ руководителем правильной постановки корпуса, положении рук на талии,
позиции ног, танцевальный шаг с носка.
3. Показ элементов танца «Топ по паркету»
4. Разучивание движений детьми.
5. Игра «Давайте потанцуем»

Тема 1.2. « Азбука танца ».
Теория:
1. Знакомство с основными видами движений разминки.
2. Учить детей ст роить рисунки танца..
Практика:
1. Знакомство с основными видами движений разминки.
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Партнерская гимнастика «Бабочка», «Качеля».

Тема 1.3. «В коробке с карандашами» .
Теория:

Страница 9

9

1. Знакомство с основными видами движений разминки.
2. Учить детей ст роить рисунки танца..
Практика:
1. Совершенствование движений танца
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Партнерская гимнаст ика «Бабочка», «Карандаш», «Качеля».
4. Игра «Карандаши»

Тема 1.4. «Здравствуй, сказка»
Теория:
1. Знакомство с основными видами движений танца.
2. Учить детей строить рисунки танца..
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен)
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Партнерская гимнастика «Бабочка», «Карандаш», «Качеля».
4. Игра «Музыкальные ворота»

Тема 1.5. «Здравствуй, сказка»
Теория:
1. Закрепление основных видов движений танца.
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен )
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Партнерская гимнастика «Бабочка», «Карандаш», «Качеля».
4. Игра «Музыкальные ворота»

Тема 1.6. «Здравствуй, сказка»
Теория:
1. Учить детей строить рисунки танца и перестраиваться с одного темпа музыки на
другой..
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальца х, шаг с высоким подниманием колен)
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Партнерская гимнастика «Бабочка», «Карандаш», «Качеля».
4. Игра «Музыкальные ворота»

Страница 10

10

Блок 2
Тема 2.1. «На птичьем дворе»
Теория:
1. Учить детей строить рисунки танца и перестраиваться с одного темпа музыки на
другой..
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен)
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Знакомство с разминкой «Солнце».
4. Танцевальная композиция «На птичьем дворе»
5. Игра «Петушок »

Тема 2.2. «Веселые пары»
Теория:
1. Учить детей строить рисунки танца и перестраиваться с одного темпа музыки на
другой..
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка , приставной шаг.
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку.
3. Знакомство с разминкой «С казочные герои ».
4. Танцевальная композиция « Коротышки »
5. Игра «Сказочный лес »

Тема 2.3. «Приглашение к танцу»
Теория:
1. Учить детей правильному исполнению танцевального шага и умению
ориентироваться в пространстве.
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка, приставной шаг.
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку «Буратино»,
«Солнышко», «Бабочка», «Складочка».
3. Разминка «Сказочные герои».
4. Танцевальная композиция «Коротышки»
5. Игра «Сказочный лес»

Тема 2.4. «Во саду ли, в огороде»
Тео рия:

Страница 11

11

1. Учить детей правильному исполнению танцевального шага и умению
ориентироваться в пространстве.
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка, приставной шаг, шаг с носка, приставные шаги с приседанием.
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку «Буратино»,
«Солнышко», «Бабочка», «Складочка».
3. Разминка « Ах, вы сени ».
4. Танцевальная композиция « Порушка -Поранья »
5. Игра «Ве селый оркестр »

Тема 2.5. «Я танцевать хочу!»
Теория:
1. Знакомить с понятием «Эстрадный танец»
2. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
3. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка, приставной шаг, шаг с носка, приставные шаги с приседанием.
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку «Буратино»,
«Солнышко», «Бабочка», «Складочка».
3. Разминка «Раз, два, три, четыре».
4. Танцевальная композиция «Горошинки»
5. Игра «Ром ашки»

Тема 2.6. «Улыбку подари!»
Теория:
1. Учить детей выразительному исполнению движений танца.
2. Развивать гибкость.
Практика:
1. Маршировка, приставной шаг, шаг с носка, приставные шаги с приседанием.
2. Разминка на ковриках с элементами упражнений на растяжку «Буратино»,
«Солнышко», «Бабочка», «Складочка».
3. Разминка «Улыбка ».
4. Танцевальная композиция «Горошинки»
5. Игра «Ромашки»

1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы:
- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
- овладение выразительностью и красотой движения;
- овладение чувством ритма;
- возросший интерес к занятиям танцевально -ритмической деятельностью;
- укрепле ние иммунной системы организма;

Страница 12

12

- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарат а;
- развитие правильной осанки.

РАЗДЕЛ №2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

2.1. Календарный учебный график
Начало и окончание учебного периода по программе «Росинка »
определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам СП 2.4.3648 -20
«Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28. И СанПиН
1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2. . «Гигиенические
нормативы и требования СП 1.2. 3685 -21. к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Таблица №3 . Календарный учебный график .

2.2. Условия реализации программы
Материально -техническое обеспечение
За нятия проводятся в музыкальном зале (площадь 75 ,8 кв .м.)ю Общий фон
музыкального зала выполнен в оттенках спокойных тонов, оформлен согласно требованиям
ФГОС ДО к РППС оформления помещений ДОО: вариативность, безопасность,
полифункциональность, трансформируемость, содержател ьная насыщенность, доступность.
Зал хорошо оснащен оборудованием и инвентарём и соответствует требованиям СанПиН
для ДОУ.
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в музыкальном зале. Используемый в танцевально -
ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать
глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию. Для
эффективного использования занятий имеются:
пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски,
мультимедийная у становка и т.д.
музыкальные инструменты и игрушки : ложки, колокольчики, бубен,
погремушки, самодельные и шумовые инструменты и т.д.
атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки,
палочки - «шумелки», обручи, мячи, мишура, цветочки и т.д.
№ Год обучения Объем
учебных часов
Всего
учебных
недель
Количество
учебных дней
Режим
работы
1 Первый 13 часов 32 32 1 раз в
неделю

Страница 13

13

В процессе обучения в работе с детьми могут использоваться конкурсы на
лучшее исполнение этюдов, танцевальных композиций, а также дети выступают на
утренниках, участвуют в развлечениях. Организуется посещение музыкальных
спектаклей.
Кадровое обеспеч ение
Программу реализует музыкальный руководитель (педагог дополнительного
образования), владеющий профессиональными компетенциями в области «Музыкальное
развитие», имеющий практические навыки в сфере организации образовательной и
воспитательной деятельнос ти детей дошкольного возраста.
2.3. Формы контроля/аттестации
В соответствии со статьёй 58 п.1 Федерального закона «Об образ овании в
Российской Федерации» № 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года выбраны следующие формы
подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной
образовательной программы:
- наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях обычных и
специально подобранных заданий.
- анкетирование родителей, беседы с де тьми с целью выявления мнений пожеланий о
работе образовательной деятельности.
Формой демонстрации и предъявления образовательных результатов является итоговое
выступление на празднике в конце учебного года.
Диагностический материал по программе оценивает успешность выполнения
заданий по ра зделам программы «Росинка ». Данные о результатах диагностики заносятся
в диагностическую карту, которая позволяет выявить уровень освоения программы
каждым ребёнком и группой в целом по разделам программы.
2.4. Оценочные материалы
Уровни развития танцевально -ритмических навыков.
«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить
гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выраз ительно, но нет
творческой активности в создании музыкально -двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами.
Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.
Соответствие дв ижений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием, движения не
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки ;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;

Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2 -3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
Уровень качества танцевально -ритмических движений, координированности
«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

Страница 14

14

движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придум ывает свои; движения выразительны;

Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.
«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при в ыполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
Таблица №6. Карта наблюдений танцевально -ритмической деятельности

Группа №
Фамилия Имя
ребенка
Степень
заинтересованности
ребенка в
танцевально -
ритмической
деятельности
Уровень
ритмического
слуха
Уровень
артистичности
и творчества в
танце
Соответствие
движений
характеру
музыки с
контрастными
частями
Н.г. К.г Н.г. К.г Н.г. К.г Н.г. К.г

2.5. Методические материалы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
и направлена на развитие двигательных навыков и качеств детей старшего дошкольного
возраста через движение и музыку.
Особое внимание в Программе уделяется формированию творческой личност и
ребенка средствами хореографического искусства .
Организация деятельности по реализации Программы базируется на
деятельностном и личностно -ориентированном подходах.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами ,
определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
 самоценность детства как периода жизни значимого само по себе, без всяких
условий;
 личностно -развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей ;
 единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

Страница 15

15

 уважение личности ребёнка, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ребенка ситуации успеха ;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 реализация Прог раммы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы и учётом социальной ситуации развития;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития), все упражнения, танцы и иг ры
подобраны с учетом возраста и психофизических особенностей детей;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, содержание игровой деятельности с учётом предпочтений
и интересов детей ;
 последовательность и систематичность – переходить от известного к неизвестному,
от простого к сложному, что обеспечивает последовательное накопление и углубление
представлений и навыков, развитие познавательных интересов детей;
 научная обоснованность и практическое применен ие - содержание Программы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Взаимодействие педагога и воспитанников осуществляется на основе
педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно -ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- информационно -коммуникационные технологии.
Учитывая особенности возраста детей, применяются соответствующие формы
организации детей:
 групповая - со всеми детьми;
 подгрупповая и индивидуальная – проведение упражнений с подгруппой или одним
ребёнком для лучшего усвоения техники выполнения упражнений.

Формы занятий:
Для поставленных целей и реализации задач используются разнообразные методы
и приёмы обучения :
- словесные: объяснение последовательности действий, пояснения , инструкции;
- наглядные: показ способов выполнения движений, показ образца ;
- практические: упражнения, выполнение игровых действий;
- стимулирования и мотивации: создание игровой ситуации, по ощрение, порицание,
введение элементов соревнования , педагогическая оценка .





Страница 16

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203
с.
3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно –
методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
4. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультур ой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
5. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные
виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
6. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240
с.
7. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис -пресс, 2006. – 112 с.
8. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость
движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства
ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
10. Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. –СПб.: Пионер, 2000. –
336 с.
11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, и гры, упражнения для красивого
движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
12. Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009. -
224с.
13. Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ -хлоп, малыши: программа музыкально –
ритмического восп итания детей 2 -3 лет. – СПб., 2001. - 120 с.
14. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка -
пресс, 2006. - 272 с.
15. Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44с.
16. Суворова Т.И. Танцевальная ритми ка для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са -Фи -Дансе» - танцевально -игровая гимнастика
для детей. – СПб.: Детство -пресс, 2006. -352 с.
18. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно -профилактический танец «Фитнес -Данс»:
Учебно -методическое пособие. – СПб.: Детство -пресс, 2007 -384с.
19. Федорова Г.П. Весенний бал. - СПб.: Детство -пресс, 2000. - 40 с.
20. Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство -пресс, 2000. - 40 с.

Страница 17

17